Свою историю она по традиции отсчитывает не со своего появления «на бумаге» (это произошло еще в 1921-м), а с первого собственного концерта, который прошел в Большом зале консерватории — теперь, век спустя, в том же зале прозвучат те же самые произведения. Праздничность тем более уместна, что помимо великого прошлого у Филармонии предостаточно поводов для гордости и в настоящем.
Как это так — столетие? Неужели всего только столетие? Москва, положим, не Вена, но все-таки и у нас Большому театру скоро исполнится 250 лет — четверть тысячелетия, как-никак. А Московская консерватория? Она уже за 150 лет перевалила. И так странно думать, что при всем том во времена Чайковского никакой Московской филармонии еще не было.
Хотя концерты — те, конечно, были. Было московское отделение Русского музыкального общества, которое тот же Чайковский в 1872-м называл «единственным музыкальным учреждением, могущим составить гордость нашего города», и которое проводило симфонические и камерные концерты в Благородном собрании (нынешний Дом союзов) и в Консерватории. Было менее знаменитое Московское филармоническое общество, возникшее в 1883-м. И все же на привычную нам концертную жизнь это было похоже довольно мало — скажем, Русское музыкальное общество давало всего-то до десяти концертов в год, постоянного оркестра, который брал бы на себя эту деятельность и в ней совершенствовался, в Москве попросту не было — приходилось приглашать музыкантов Большого театра.
И вроде бы так странно, что основание Филармонии пришлось на 1921 год. Смерть Блока. Расстрел Гумилева. Подавление мятежей в Тамбовщине и в Кронштадте. Голод в Поволжье. С другой стороны, ну что ж, заменили продразверстку продналогом, немножечко выдохнули, можно подумать и о филармонической жизни.
На самом деле не в 1921-м и не с чистого листа все началось. О приобщении широких трудящихся масс (вместо «кучки кровопийц») к сокровищам классической музыкальной культуры коммунистическая власть с самого начала думала как о деле крайне насущном. Намерения эти отличаются той же беспредельностью утопического порыва, что и тотальный художественный эксперимент русского авангарда, и основным их глашатаем тоже был нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Великий краснобай, шармер, резонер, немного визионер, немного бонвиван, но все же деятельный покровитель интеллигенции и предприимчивый организатор, Луначарский отчеканил звонкий тезис: «В своей принципиальной глубине музыка и революция родные». В его Наркомпросе уже в 1918-м появляется специальный Музыкальный отдел, который по причудливой языковой моде того времени стали именовать «Музо». А внутри этого самого Музо — Концертный подотдел, направлявший и опекавший, насколько это было возможно в аду военного коммунизма, музыкальную жизнь в том числе московскую.
Так, в 1919-м в Большом зале консерватории исполняют весь цикл бетховенских симфоний, а потом начинают серию программ, посвященных французской музыке: от Люлли и Рамо до Дебюсси и д`Энди, и это параллельно концертам на заводах, в парках, в рабочих клубах. Как в тех условиях раздобывали ноты, скажем, того же Люлли — это уму непостижимо, особенно если учитывать, что не хватало самого необходимого: для парового отопления БЗК элементарно недоставало дров, и пришлось срочно сооружать простые кирпичные печки, с помощью которых температуру в зале во время морозов удавалось поднимать еле-еле до +10°C.
В 1921-м было, конечно, в бытовом смысле уже полегче. И все равно удивительно, что при обсуждении проектов концертной