Палаццо дожей
имени Чайковского
Как Филармония прирастала концертными залами
Свой собственный зал, который все знают как Зал Чайковского, Московская филармония получила не сразу — это произошло в 1940 году. Дальнейшей экспансии пришлось ждать гораздо дольше. Только в последние 15 лет Филармония сначала обустроила при Зале Чайковского маленький Камерный зал на 100 мест, а затем успешно освоила огромный комплекс на окраине Москвы: концертная жизнь, как это когда-то и задумывалось, снова стала децентрализованной.
Первые концерты Московская филармония проводила на тех площадках, которые были привычны для столичной концертной жизни еще с конца позапрошлого века: в Большом и Малом залах Московской консерватории, а также в Колонном зале ставшего Домом союзов Благородного собрания. Со временем к ним добавились Бетховенский зал Большого театра и концертный зал бывшей усадьбы Коншина (Дома ученых), а также множество постоянных и временных сцен в рабочих клубах, новосозданных домах культуры и даже парках. К 1937 году десять таких площадок, включая легендарный ДК имени Горбунова, Центральный дом культуры железнодорожников и мельниковский ДК имени Русакова, получили даже официальный статус районных концертных залов Московской государственной филармонии. Но у всех этих залов были другие собственники. В 1930-е это уже не создавало таких коллизий, как в 1920-е, когда фактическим хозяином Большого зала консерватории был кинотеатр «Колосс». И все-таки вопрос о наделении Филармонии собственным зданием, которое могло бы разместить и концертную площадку, и административную штаб-квартиру, поднимался неоднократно.
В том же 1922 году, когда Филармония дала свой первый концерт, на карте Москвы появилось новое театральное название — Театр имени Мейерхольда (ТиМ; позднее — ГосТиМ).
Возглавляемый великим режиссером театр располагался в здании на Триумфальной площади, которое выглядело на тот момент порядком диковинно — вроде ярмарочных павильонов конца XIX века. Его в 1902 году возвел для кафешантанной антрепризы Шарля Омона архитектор Модест Дурнов, человек, который остался в истории Серебряного века благодаря Бальмонту, снабдившему свою книгу «Будем как солнце» посвящением: «Модесту Дурнову, художнику, создавшему поэму из своей жизни». Театр на Триумфальной, однако, оказался той еще «поэмой»: газеты писали (и, судя по фотографиям, совершенно справедливо), что он «своей пошлостью вызывает гадливое чувство во всяком мало-мальски художественно развитом человеке».
На этой-то сцене и появились все великие мейерхольдовские спектакли 1920-х, но режиссер все это время мечтал о принципиально революционном здании, которое опрокинуло бы все устоявшиеся стереотипы относительно того, как должна строиться встреча публики с театральным зрелищем. В начале 1930-х эти мечты начали обретать форму: вместе с молодыми архитекторами Михаилом Бархиным и Сергеем Вахтанговым (сыном Евгения Вахтангова) Мейерхольд стал подбирать архитектурно-инженерное выражение для своих замыслов. Никакого портала между зрительным залом и коробкой сцены, никаких выстроившихся по вертикали лож: зал должен был образовывать в плане огромный эллипс с двумя круглыми сценами, к которым на манер древнегреческого театра спускались бы ряды зрительских мест. Но проект Бархина и Вахтангова, отчетливо конструктивистский и по своему технологическому посылу, и по решению общего облика здания, к началу 1930-х уже плохо вписывался в официальную эстетику.
Учитывая градостроительную роль будущего ГосТиМа (здание должно было выйти вторым фасадом на государственно-парадную улицу Горького), Моссовет провел закрытый конкурс на решение фасадов уже строящегося к тому моменту здания, в котором приняли участие Андрей Буров, Георгий Гольц, Илья Голосов, потом поручил ту же задачу Алексею Щусеву — но все безрезультатно. Мейерхольд был репрессирован и погиб, недоделанное здание оказалось бесхозным.
К 1940 году, когда страна должна была пышно отпраздновать 100-летие со дня рождения Чайковского, здание решили передать Московской филармонии, назвав новый зал именем композитора. Его архитектурную судьбу окончательно решил Дмитрий Чечулин, примиривший в своем проекте множество высказанных ранее идей. Эллиптический мейерхольдовский зал с амфитеатром превратился в концертное пространство, выходящий на площадь торжественный портик с десятью пилонами намекал на конструктивистский проект Георгия Гольца, а «решетчатый» орнамент в облицовке фасада — на проект Ильи Голосова.
Композиция главного фасада так и осталась резко необычной, непохожей на ходовые решения сталинского классицизма. Но архитектор при необходимости мог указать недовольным на самый что ни на есть почтенный образец: устройство этого фасада (открытая галерея снизу, глухой и гладкий объем сверху) воспроизводит венецианский Дворец дожей.
Для непонятливых это сходство подчеркивали пресловутый орнамент, скопированный с венецианского первоисточника, и «ренессансный» декор — к 100-летию Филармонии все это тщательно отреставрировано, как и публичные интерьеры здания, и украшающие фасад первоначальные горельефы с изображением музицирующих представителей народов СССР.
В 2014 году Филармония получила в свое распоряжение еще одну достопримечательную постройку, относящуюся к совсем другому времени,— образец позднесоветского архитектурного модернизма брежневских времен. Это здание на юго-западе Москвы появилось в 1980 году как Культурный центр Олимпийской деревни — исполнив эту роль, оно потом три с лишним десятка лет использовалось с разной степенью толковости, успев побывать и залом Росконцерта, и Музыкальным театром под управлением Владимира Назарова (2002–2014). После реставрации в комплексе, названном «Филармония-2», появились залы под самые разные нужды, приличествующие концертному учреждению XXI века (включая Игровой зал и Виртуальный зал), но сохранилось суровое богатство внутренней отделки с флорентийскими мозаиками на олимпийские темы. А главный зал на 1 тыс. мест с улучшенной под руководством лучших мировых специалистов акустикой получил новое имя — теперь у Филармонии есть не только Зал Чайковского, но и Зал Рахманинова.
Ольга Любимова
министр культуры РФ
«Московская филармония заслуженно считается одним из лидеров концертной жизни в сфере академической музыки в России. Здесь выступали легендарные Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, Родион Щедрин и выходят на сцену наши выдающиеся современники. Жемчужиной Филармонии, несомненно, является Концертный зал им. П. И. Чайковского — один из крупнейших в нашей стране. В стенах этой концертной площадки шедевры искусства воспринимаются всегда по-особенному благодаря ее современным техническим возможностям и великолепной, неповторимой акустике.

Ежегодно в допандемийное время учреждение проводило около 1,2 тыс. концертов, которые посещало более 600 тыс. слушателей, а в пандемию, несмотря на ограничения, удалось реализовать значительную часть творческих планов. При этом важным достижением Московской филармонии стала работа в интернете. Концерты проекта «Домашний сезон» посмотрели порядка 14 млн пользователей, позволив увлечь классической музыкой жителей разных уголков нашей страны. Наконец, особое внимание уделяется работе с детьми, для которых созданы 55 детских абонементов и специальные просветительские программы. И это очень важно — уже с раннего возраста прививать любовь к музыке».
Александр Шпагин
актер, сценарист и киновед
«В первом классе меня, уже «знатного и опытного» чтеца, направили в Зал имени Чайковского на какой-то комсомольский съезд или конференцию. Вместе с другими учениками спецшколы №29 я читал поздравления от пионеров и школьников, но были у меня и сольные «партии» стихов, а еще я объявлял выступающих на концерте. У меня до сих пор плотно сидят в памяти строчки про «силу твою, комсомол», потому что репетиции проходили в течение 10–12 дней с десяти утра до семи вечера, в том числе непосредственно в Зале Чайковского. Сложно не запомнить на всю жизнь! Потом я много кого еще поздравлял, включая генеральных секретарей, и не вылезал из Больших театров и Кремлевских дворцов съездов — у меня богатая биография в этом отношении, но началось все с Концертного зала имени Чайковского.

За первое выступление на сцене меня наградили билетами на концерт в этот же Зал имени Чайковского, и на честно заработанные контрамарки мы с мамой пошли приобщаться к классике -— слушать Генделя, кого-то еще и Щедрина. Быть слушателем все три часа мне тогда было гораздо сложнее, чем читать со сцены. Но начало было положено, и с тех пор музыка Зала сопровождает меня всю жизнь».
Ольга Свиблова
основатель и директор Мультимедиа Арт Музея, заслуженный деятель искусств, академик Российской академии художеств
«Я с детства с огромным удовольствием достаточно регулярно хожу в Зал Чайковского. Это Храм музыки, любимое место, место силы. Чудесное, светлое, красивое пространство с прекрасной акустикой и замечательной, очень разнообразной музыкальной программой. Радует и публика Зала Чайковского — замечательная, помолодевшая. Когда вдруг оказываешься на концертах в Зале Чайковского с гостями-иностранцами, они искренне удивляются тому, как в нашей стране классическая музыка интересна молодежи.»
Олег Сташкевич
концертный директор и литературный секретарь народного артиста России, писателя М. М. Жванецкого
«Для меня на всю жизнь остается в памяти ре-минорный концерт Роберта Шумана, где на скрипке солировал Гидон Кремер, а Российским национальным оркестром дирижировал Михаил Плетнев. Я и сейчас прослушиваю его бесконечно, но, разумеется, в записи, сделанной именно тогда в Зале Чайковского. И вновь переживаю те восхитительные минуты, когда я был в этом зале, имел счастье слышать это великолепное исполнение и слышал вживую именно этот любимый концерт Шумана. И комок в горле возникает до сих пор.

А потом уже они и многие другие приходили на концерты Михаила Михайловича Жванецкого в Зале Чайковского, где он не сразу, но стал своим. И сам Михал Михалыч всегда очень любил этот зал, а последние годы он стал для него просто самый любимый. Жванецкий помнил, что это был мейерхольдовский зал, даже если и несостоявшийся».
Сергей Новиков
начальник управления президента РФ по общественным проектам, оперный режиссер
«Московская филармония с точки зрения концертного производства — это такая доменная печь. Жизнь не замирает ни на секунду. Основная площадка — Зал Чайковского, плюс вторая сцена в Олимпийской деревне — Зал Рахманинова, свои коллективы, особый проект — Национальный молодежный симфонический оркестр. При этом общее требование ко всем программам филармонии — высокая планка исполнительского мастерства. Это позволяет удерживать свою уникальную слушательскую аудиторию, преданную именно Филармонии.

Свою первую оперную постановку — семистейдж («Русалку» Даргомыжского) в Концертном зале Чайковского мы вынуждены были ставить без единого прогона: смонтировались, маэстро с оркестром попробовали акустику, солисты прошли сложные ансамбли — и все. Это было очень экстремально, но это только доказывает, что это супервостребованная концертная площадка.

До пандемии в первый день продажи абонементов на сезон их было продано 60 тыс. Это было бы невозможно сделать без современных технологий работы со зрителями. Мне кажется, это залог того, что Московская филармония еще легко проживет следующие 100 лет, несмотря на все сложности и вызовы времени».
Михаил Островский
президент Физиологического общества им. И. П. Павлова, академик РАН
«Филармония и дети — замечательная страница в ее 100-летней истории. А для меня лично одно из памятных и важных событий этой истории — дневной концерт детей и для детей в начале марта 2014 года, посвященный 100-летию моего отца композитора-песенника Аркадия Островского. Этот концерт в Московской государственной филармонии завершал многомесячный Всероссийский музыкальный конкурс-фестиваль на лучшее исполнение его детских и юношеских песен. В столицу приехали победители — детские коллективы из многих городов России. На прославленной сцене они пели песни Островского и танцевали под них. Детей приехало много — автобусам перед Залом Чайковского негде было встать. А в зале тоже были дети с родителями, для которых эти песни были песнями уже их собственного детства: под «Спят усталые игрушки» они сами когда-то засыпали. Многие песни отца зал пел вместе с детьми на сцене. Сказать, что это был волнующий, трогательный до слез юбилейный концерт,— это ничего не сказать!»
Сергей Брилев
телеведущий, заместитель генерального директора телеканала «Россия»
«Для меня это один из самых лучших концертных залов — туда приятно заходить. Не могу назвать себя тонким знатоком и ценителем, но влияние магии этого концертного зала я наиболее остро ощутил на юбилее великого Родиона Константиновича Щедрина. Моя дочь Александра была еще очень маленькая на тот момент. Но она не просто «пережила» вечер непростой музыки юбиляра. Для нас с супругой было сюрпризом, когда мы наблюдали, как ее очаровали и музыка, и сам зал».
Михаил Швыдкой
спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству
«В 1956 году в моей жизни появился второй муж моей мамы — отчим, которого я до его смерти в 2006 году называл Мишей. Он был солистом группы тромбонов в Государственном академическом симфоническом оркестре СССР. Именно тогда моя бабушка и стала водить меня в Большой зал Московской консерватории и Концертный зал имени Чайковского, в которых работала Московская филармония. Помню, как больше собственно музыки меня завораживала музыковед Светлана Викторовна Виноградова, которая рассказывала об одних и тех же шедеврах всякий раз по-разному, но всегда интересно. У Московской филармонии был свой оркестр, которым руководил тогда Кирилл Петрович Кондрашин, прославившийся своими концертами с американским пианистом Ван Клиберном. В ту пору Госоркестр и оркестр Московской филармонии зримо конкурировали друг с другом — и это вносило невероятное разнообразие в московскую концертную жизнь».