Наверное, неслучайно в серии своих дорожных убийств мастерица детектива Агата Кристи первым средством передвижения выбрала поезд; убийства в самолете и на пароходе будут в ее романах уже потом. Наверное, неслучайно всякий раз, когда кино испытывает очередной приступ ретромании и берется залпом экранизировать Кристи, чьи многофигурные композиции позволяют искупаться в костюмах, прическах, словечках канувшей эпохи, первым делом оно берется именно за написанное в 1934 году «Убийство в Восточном экспрессе»: так было в 1974 году, когда за роман взялся американец Сидни Люмет, и в 2017, когда его поставил англичанин Кеннет Брана. И оба раза поезд представлял собой небывалое столпотворение кинозвезд.
Потому что самолет — это слишком быстро. А пароход — это слишком много свободного пространства, возможности уединиться или хотя бы отдалиться. Поезд, даже самый шикарный,- это всегда кучно. Вы неизбежно сталкиваетесь в проходах, касаетесь друг друга локтями в
Азарт сыщика накрывает вас уже перед посадкой, когда публика стягивается к своим вагонам. Кто эта дама, чью шею украшает впечатляющая нитка жемчуга,- аристократка, преуспевающая актриса или авантюристка? Кем приходятся друг другу те двое, что тайком обменялись многозначительными взглядами, но перед окружающими держат себя друг с другом с невозмутимостью незнакомцев? Что тащит с собой эта старуха в своих бесконечных чемоданах и почему багаж того ухоженного молодого мужчины состоит из одной лишь спортивной сумки?
Впрочем, порой
Теперь место следования спрятано в шифре, а шифр — в записной книжке, завалившейся под вокзальные грузовые весы. Ханней — главный подозреваемый в убийстве, и ему придется раздеть в туалете мирного сельского священника, чтобы в его облачении продолжить свой путь не узнанным полицией.
Пока Ханней мутузится в туалете с престарелым патером, вернемся на платформу: ее охватила карнавальная неразбериха. Из Парижа в Лондон отправляется на гастроли
А мы приглядимся к публике поспокойнее. Вот эти двое мужчин из
А вот за этой надушенной фифой, в которой мы узнаем Анджелину Джоли, явно уже следят. Впрочем, ей того и надо. В триллере «Турист» (2010, режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк) она играет подружку такого видного мошенника, что его поимкой занимается Интерпол: он наворовал уже на $3 млрд. Интерполу известно лишь, что мошенник сделал пластическую операцию. Теперь подружка — их единственный шанс выйти на него. А он дал ей распоряжение сесть на поезд
А вот тот же маршрут, только 1975 года, оборудован отдельными купе — тогда путешествие занимало больше времени. Для тех из пассажиров, кто станет главными героями едва ли не самого элегантного, сполна отразившего миллионерский шик
Но это все семечки. А теперь — о настоящих убийствах. Героиня Эшли Джадд в «Свидетеле» (1999, режиссер Стефан Эллиотт), так уж вышло, ненавидела мужчин, которые к ней приставали. Но перед тем, как убить, она заодно освобождала их от налички и ценностей. Вот в курительном салоне новогоднего поезда
Есть убийства тщательно спланированные, заточенные под поезд — как в романе Кристи, с которого мы начали разговор. Тут важно, чтобы большая часть случайных попутчиков были бы вовсе не случайными, а в сговоре и дали бы одинаковые показания, полностью сбивающие сыщиков со следа. Но в советском фильме «Транссибирский экспресс» (1977) сценаристы братья Михалковы и Александр Адабашьян устроили путаницу и среди самих убийц. Белогвардейцам и контрреволюционерам приспичило избавиться от японского бизнесмена, выезжающего осенью 1927 года из Харбина в Москву, чтобы заключить торговые сделки с советским правительством. Они принуждают сесть в поезд беглого сына казахского бая, хозяина харбинского кабачка, которому шьют костюм, подшивая ему за подкладки чекистские метки, чтобы, убив японца, убить и его — и свалить вину на чекистов. Но того не знают, что сын бая — сам законспирированный чекист. Который вспарывает в поезде новый костюм и находит нашивки завербовавшей его организации. Это великолепная неразбериха — жаль только, что в результате нее вместо злодеев или хотя бы предполагавшихся жертв погибнет только машинист, без которого поезд уже не сдвинется с места.
Самый очевидный способ убийства в поезде — это просто сбросить жертву на полном ходу. В середине
Правда, если говорить о западном кино, то в «Не упускай из виду» тот самый метатель ножей
Тем же образом поезд — отличное место для бегства: из него достаточно выпрыгнуть. Впрочем, кинематограф не советует это делать на полном ходу. Наш старый друг Ханней из «Тридцати девяти ступенек», когда сыщики
А вот спальный вагон поезда