Поезда уносят нас от жизни, которую мы себе выбрали, к новой — опасной и притягательной. Поезда возвращают нас из чужой жизни, от чужих людей к тому, что нам действительно дорого. Поезда освобождают нас от боли прошлого и тревоги будущего. Что делает освобожденный человек? Конечно, влюбляется.
«Загадочный пассажир» (Польша, 1959, режиссер Ежи Кавалерович) — один из редких фильмов, целиком и полностью снятых в поезде. Собственно, его сюжет и представляет собой хронику одной поездки — от вокзала в Варшаве к Балтийскому взморью. Еще при посадке героиню (Люцина Винницкая) преследует парень (Збигнев Цыбульский), который вскакивает в общий вагон без билета. Она же пассажир спального вагона; хотя и здесь не обходится без накладки: ей продали билет в мужское купе, это против тогдашних польских правил, но что поделаешь, и она делит время в пути и ночь в поезде с попутчиком —
Между этими двумя соседями по купе завязался искренний разговор, какой может возникнуть только между незнакомцами, понимающими, что, когда закончится бег поезда, закончится и их знакомство. Хирург заметит порезы на запястьях женщины, всю дорогу комкающей письмо. Письмо от мужчины, которого она любила. Порезы — след от попытки самоубийства, когда он ее бросил. Теперь он узнал об этом и зовет ее вернуться. А парень — просто флирт, результат двухнедельной поездки на озеро, где она пыталась забыться. Она бежит от ставшей ей докучать интрижки навстречу тому, кого она намерена убить. Поезд и незнакомец — передышка между двумя жизнями, ни в одной из которых нет ничего хорошего. В поезде женщина понимает, что путь — это и есть жизнь. Когда утром все пассажиры покинут состав — хирург честно и резко скажет ей, что его ждут жена и дети,- она еще долго будет сидеть в купе одна, сладко дремать, прижимаясь к обшивке купе как к щеке любимого, а на прощанье поцелует проводницу.
Поезда — капсулы, уносящие нас на время пути из тюрьмы той жизни, к которой мы себя приговорили. Тюрьма как метафора повседневности, от которой можно лишь ненадолго спастись в поезде, отыграна в японском «Обещании» (режиссер Койти Саито, 1972). В электричке на Ниигату патлатый парень в клешах и приталенном плаще очаровывается взрослой женщиной, которую играет дива
В другом японском фильме тех лет, «Август без императора» (режиссер Сацуо Ямамото, 1978), эта временная свобода людей в поезде от оков внешнего мира выражена в визуальном приеме. В
Впрочем, поезд не обязательно дает понять, что ты застрял в повседневности, давно ставшей для тебя чужой. Поезд только акцентирует, что в мире твоих чувств истинно, а что нет. Порой он спасает от опрометчивых ошибок разрыва отношений. Вот в бельгийском фильме «Однажды вечером в поезде» (1968) Анук Эме и Ив Монтан, долго жившие вместе, страшно поссорились перед его отъездом из Антверпена. В последнюю минуту она вскакивает в его поезд. В сидячем купе Монтана из шести мест осталось только одно свободное — напротив и наискосок. Они не решаются заговорить при посторонних и изображают незнакомцев. Позволяют себе в отношении друг друга только те жесты, которые естественны для случайных попутчиков: решив закурить, она предлагает сигарету и ему, потом просит у него почитать газету. Со стороны это может выглядеть как дорожный флирт — но не более. Однако, увидев друг друга глазами незнакомцев, они заново открывают, насколько дороги друг другу. Их глаза буквально источают любовь — те, кто превозносят разговор глазами Штирлица с его женой, просто не видели этой сцены! Их отдельность, зацикленность друг на друге подчеркивается тем, что вокруг звучит фламандская речь, а они — французы.
Или та же Анук Эме в финале «Мужчины и женщины» (режиссер Клод Лелуш, 1966) и вовсе играет в поезде молчаливый монолог,
Что Трентиньян — мужчина настоящий, бросающийся в любовь безоглядно, доказывает фильм, названный просто — «Поезд» (режиссер Пьер
Возвращаясь к фильмам, где поезд помогает поссорившимся было парам заново оценить верность своего изначального выбора,- та же тема отыграна в комедийном ключе в культовом сериале «Теория большого взрыва» (
Вообще, комедии склонны использовать поезд, чтобы дать предлог герою и героине столкнуться лбами в качестве случайных попутчиков. Часто таким поводом становится еда или выпивка. В советском
В комедии Билли Уайлдера «В джазе только девушки» (1959) ночная импровизированная пьянка на верхней полке у Дафны (Джек Леммон), где вермут мешали с виски в грелке, побудила Душечку (Мэрилин Монро) пойти колоть лед для этого ерша в туалет, а Джозефина (Тони Кёртис) вызвалась составить ей компанию. Именно в ходе этого разговора Джо поймет, что Душечка — это не только великолепный круп, но и неприкаянная сердечная девушка, и полюбит ее всем сердцем (а Дафна со своими пьяными товарками таки свалится с верхней полки, предварительно отжав
Фильм Ренаты Литвиновой «Девушка с коробкой» (2013), строго говоря, не комедия — но уникальный творческий почерк этой артистки, сценаристки и режиссера как раз и состоит в нерасторжимом соединении насмешки и восхищения. Вот и здесь она одновременно потешается и восторгается ветхим помпезным шиком экспресса «Красная стрела», в котором курьерша Любочка встречает своего Прекрасного Принца (дизайнер Александр Терехов).
Вряд ли можно назвать комедией и культовый фильм молодежи
«Счастье — это взгляд из самолета»,- пела Людмила Гурченко. Или — из поезда, добавил бы великий японский режиссер Кэй Кумаи, создатель одного из самых целительных фильмов о пути к свадьбе «Ресторан „Синобугава“» (1972). В нашем прокате он шел под названием «Трудная любовь», и она там и правда шла трудным путем. Он (Го Като) имел основания полагать, что имеет генетическую склонность к самоубийству, она (Комаки Курихара) тоже не от высокой самооценки и хорошей жизни пошла подливать саке пьяницам в «Синобугаву», где эти двое и познакомились. Шаг за шагом открывая друг другу нелицеприятную правду о себе, они научились терпеливо («Синобугава» означает «река терпения») принимать и поддерживать другого — и в итоге приехали к его родителям на северный остров Хоккайдо и провели там свою первую ночь, оказавшуюся заодно и новогодней.
Наутро местной электричкой они отправляются в свадебное путешествие на горячие источники. Лицо Курихары озаряется светом, когда она выглядывает в окно: «Вижу! Вижу! Смотри — вот он, мой дом!» — радостно кричит она, узнав среди снега крышу избы его родителей. Весь вагон заливается смехом, и одна старушка извиняется: «Госпожа, просто тут все говорят, как мы вам завидуем». И такое полное и безоговорочное осознание и признание счастья в любви возможно, конечно, только в поезде.