Комфорт и
Омотенаши

Инновации и
Динамика

Дизайн
и Такуми

Сплав высоких технологий и ручного труда. Как создают стиль Lexus

Одержимый
творчеством

Lexus LS

У каждой эпохи свои особенности. Основные отличия нашей – невероятная скорость и жесткая конкуренция. Просто секунды уже мало что значат, гораздо важнее переданные за эти секунды гигабайты информации. И как бы парадоксально ни звучало следующее, но не утонуть в этом цифровом, виртуальном мире, сделать что-то по-настоящему стоящее и уникальное зачастую удается не напористым спринтерам, а тем, кто никуда не спешит, кропотливо и вдумчиво делает свою работу.

Флагманский седан Lexus LS пятого поколения создавали пять лет, и три с половиной года из них ушли на изготовление семи макетных образцов. Применение новейшей платформы GA-L, выросшая до 3125 мм колесная база и мультимедийный дисплей диагональю 12,3 дюйма — эти технические изыски безусловно важны, но принципиально другое. Столь яркого, самобытного, если не сказать дерзкого, игрока в лиге дорогих люксовых автомобилей еще не было. Пусть и пафосное выражение, зато правдивое. Канонов представительского класса, строго регламентирующих способы самовыражения, для нового японского флагмана не существует. Он не такой, как все, у него своя дорога к цели. Дорогу же эту мостили весьма талантливые люди буквально собственными руками.

Сколько бумаги перевел на первых стадиях проекта возглавивший разработку дизайна нового седана Коичи Суга, вам не скажет никто. Но однозначно немало. Искусство художника в чем-то подобно творчеству поэта, старательно подбирающего слова первой строчки, определяющей ритм и строй будущего стиха. И вдохновение не всегда является по первому требованию. Сначала японский мастер рисовал линии на больших листах, но, по его собственным словам, в полученных изображениях не было искомых оригинальности и новизны, так или иначе рука повторяла уже знакомые очертания.

Лишь новая тактика — делать наброски на маленьких кусочках бумаги, намеренно сдерживая порывистые движения, скрупулезно обдумывая каждую линию — помогла уловить желаемое: смелый, можно сказать, космический дизайн, в котором длинный капот отражает мощную энергию и динамичность модели, а 20-дюймовые колеса в сочетании с низким профилем кузова делают образ цельным и уникальным. Но и здесь далеко не с первой попытки. Отобрав порядка двадцати самых удачных эскизов, перфекционист Коичи-cан стал лепить маленькие, помещающиеся на ладони модели из глины. Не удивляйтесь, наряду с высокими технологиями используются ручной труд и природные материалы.

Разумеется, при работе над отдельными кузовными элементами японские дизайнеры широко используют компьютеры, но не как замену человеку, а как инструмент, помогающий решить сложнейшие задачи, и это далеко не всегда означает экономию времени. К примеру, только для того, чтобы создать форму и объемный рисунок фирменной веретенообразной радиаторной решетки, этого уникального «лица», выражающего характер и энергетику автомобиля, мастерам потребовалось более трех месяцев — ведь она состоит из 5000 отдельных поверхностей у стандартной версии LS и из 7100 поверхностей в комплектации F SPORT!

Чтобы максимально выразительно подчеркнуть фантастическую огранку кузова, японский бренд никогда не прибегает к готовым цветам, а предпочитает создавать собственные оттенки. Раз в несколько недель поставщик заводов Lexus — компания Kansai Paint — производит пробную партию, но окончательное решение в пользу того или иного колера принимается только после тщательного просмотра сотен образцов. В итоге на создание одного цвета может уходить до двух лет.

И чем больше ты узнаешь о методах создания и производства Lexus LS, тем больше утверждаешься в его неповторимой природе. Трудно представить европейскую автомобильную фирму, где бы после тщательного контроля прецизионным оборудованием листы кузовного железа проходили бы еще и проверку человеком. Но в колыбели Lexus LS — на заводе в г. Тахара — происходит именно так. Оказывается, глаза и облаченные в белые хлопчатобумажные перчатки руки мастера способны обнаружить не замеченные лазером, едва различимые ошибки инструментальной обработки.

В цехе покраски уже другие рабочие кропотливо и скрупулезно вручную обрабатывают окрашенные поверхности влажной шлифовкой. На окончательном этапе сборки опять-таки не роботы, а люди осторожно укрепляют тщательно отобранные кожаные полотна в дверные панели. Один из вариантов отделки — роскошная кожа L-aniline. Самый дорогой и качественный материал из когда-либо использованных брендом требует к себе уважения, поэтому и высочайшей ремесленной квалификации. Такой, как у мастеров такуми, обладающих непревзойденными навыками и имеющими не менее 25 лет опыта работы в своей области.

Эти люди отлично разбираются в передовых технологиях и играют важнейшую роль в их разработках. Но традиции неустанно совершенствующих свои навыки ремесленников сформировались в средневековой Японии задолго до наступления цифровой эры. И по сей день самым ценным инструментом мастеров остаются собственные руки. Невероятно!

В Lexus уже давно не стесняются продавать автомобили, используя национальные культурные коды. Понятие такуми — лишь один из кирпичиков идейного фундамента флагманской модели. Концепция омотенаши, заключающаяся в предвосхищении желаний гостя, принцип сибуми, объединяющий в себе простоту и утонченность: даже обладая очень развитой фантазией, трудно поверить, что все это может быть воплощено в автомобиле.

Но только до тех пор, пока не окажешься в салоне LS. Оглядываешься вокруг и видишь изящно растянутые по фасаду передней панели «струны арфы кото», традиционные узоры кирико на стеклянных, напоминающих то ли крылья бабочки, то ли лепестки цветка дверных накладках, «висящие в воздухе» подлокотники, похожий на шлем воина щиток приборов. Все это мало напоминает деловой офис, скорее — театральную сцену. И ты не просто водитель, а участник нереального шоу. Что это, как не еще один пример творческого подхода к технологиям и высочайшего мастерства исполнения.