Joint Commission International, или JCI, – это американская некоммерческая организация, которая уже несколько десятилетий занимается улучшением качества оказания медицинской помощи. Стандарты, по которым она аккредитует клиники и больницы по всему миру уже много лет, считаются наилучшими в мире, так как позволяют обеспечить самый высокий уровень надежного и качественного лечения пациентов.
Да, по мере усложнения медицинских процедур системы здравоохранения во всем мире стали фиксировать рост масштабов вреда, причиняемого пациентам в медицинских учреждениях. В нашей стране такой статистики нет, но можно предположить, что если эта проблема существует в странах с более развитой медициной, то в РФ такие случаи тоже распространены. Существует целый ряд практик и факторов риска, которые представляют собой основную угрозу для безопасности пациентов и приводят к существенному увеличению масштабов вреда в результате небезопасного оказания медицинской помощи. В их число входят ошибки при диагностике и лечении заболевания, неверное введение препаратов, неправильная идентификация пациента.
С помощью правильной организации процесса, при котором влияние человеческого фактора сведено к минимуму. Для этого и существуют стандарты качества медицинской помощи, лучшими из которых считаются стандарты JCI. Они включают 197 основных стандартов, 368 общих стандартов и 1032 измеряемых показателей, которые охватывают все производственные процессы в различных типах лечебных учреждений - от поликлиники до стационара.
По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год миллионы пациентов страдают или умирают в результате небезопасного или некачественного оказания медицинской помощи. Во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов, при этом в большинстве случаев причинение вреда можно было предотвратить. Ведущей причиной нанесения ущерба и предотвратимого вреда здоровью в системах здравоохранения являются ошибки при применении лекарственных препаратов. Также в число десяти наиболее распространённых ситуаций небезопасного оказания медицинской помощи входят внутрибольничные инфекции, сепсис, несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи, выполнении инъекций и переливания крови.
Пройти аккредитацию по стандартам JCI очень сложно. Тут, действительно, нужно понять, изучить и внедрить все требования, потом пригласить экспертов, но не с первого раза все это может получиться. Чтобы получить сертификат JCI клиника должна готовиться не менее 1,5 лет, внедрять все требования. АО «Медицина» прошло большой путь работы по другим отечественным и зарубежным стандартам, таким как «Сбалансированная система показателей», стандарты ISO, стандарты EFQM. Для проведения аудита к нам всегда приезжает команда из 3-х специалистов. В этот раз в нее вошли эксперты из Бельгии, Сингапура, и США: врач, медицинская сестра и администратор, которые из-за закрытых границ по причине пандемии при помощи мобильной мини-видеостанции осуществляли проверку отделений клиники и медицинского персонала. Обычно такие проверки проводятся в очном режиме в течение пяти рабочих дней. По итогам последней ресертификации, у нас было всего пять замечаний из более чем 1000 возможных. И замечания эти были не критичными, а носили рекомендательный характер. Соответствие стандартам JCI необходимо регулярно подтверждать, раз в три года. АО «Медицина» в 2020 году получила сертификат JCI уже в четвертый раз подряд. В России на данный момент всего 5 клиник, у которых есть сертификат JCI, в мире – около 1 тысячи.
В 2019 году мы получили наивысший̆ балл по экспертной̆ оценке ФГБУ «Национальный̆ институт качества» Росздравнадзора. Эксперты ведомства подтвердили соответствие клиники Практическим рекомендациям по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской̆ помощи по поликлинике и стационару. Таким образом, АО «Медицина» стала первым частным медицинским учреждением России и единственным в Москве и области успешно прошедшим процедуру сертификации. Мы очень горды, что по итогам нашей сертификации в прошлом году «Национальный институт качества» предложил нам стать центром компетенции для других клиник, которые заинтересованы в повышении качества и безопасности оказания медицинской помощи. Нам есть чем поделиться: у нас хороший опыт.
Работа по улучшению качества лечения координируется внутренним комитетом по качеству, куда входят представители практически всех медицинских и немедицинских подразделений. В клинике ведется собственная статистика, включая статистику экстремальных событий. Это случаи серьезного нанесения вреда пациентам. Их, впрочем, не было уже несколько лет. Ежемесячно проверяются истории болезни пациентов в стационаре. Члены комитета ежеквартально собираются и обсуждают эти данные, с тем, чтобы выявлять опасные для пациентов ситуации. Также мы каждый год выбираем не менее пяти стратегических направлений, по которым необходимо улучшить безопасность. М ы внедрили систему автоматизированного контроля, в которую загрузили чек-листы, и при помощи гаджетов, планшетов или телефонов по определенному графику проводим регулярные проверки. В итоге мы получаем большой отчет по всей клинике, где видим, что было проверено за месяц, какие результаты мы получили, где у нас «узкие места», на каких направлениях нужно сосредоточиться. Также мы контролируем работу персонала через видеокамеры и с помощью «секретных» пациентов, которые оценивают их работу и работу клиники в целом.
Сразу отмечу, что у нас существует особая процедура найма работников: в соответствии с международными стандартами мы перепроверяем документы об образовании медицинских сотрудников перед приемом на работу. Мы делаем запрос учебные заведения, где был выдан диплом, и были случаи, когда в результате проверки выявлялись липовые документы. Также мы проводим обучение сотрудников и впоследствии наблюдаем за их работой. Понятно, что бывают случаи непредумышленных ошибок, однако, если человек допускает небезопасное поведение, сознательно игнорирует инструкции и это угрожает безопасности пациентов, к нему может быть применено административное взыскание. Например, у нас есть требование к тому, как должны выглядеть руки медсестры: на работе она не может пользоваться лаком для ногтей и носить кольца, потому что это мешает провести качественную обработку рук. Также, в соответствии со стандартами JCI, в 2014 году мы начали сбор информации об ошибках, которые происходят в процессе работы сотрудников. Сотрудники сами сообщают о тех проблемах, которые видят. Это дает возможность понимать, где нам необходимо улучшить нашу работу. Мы начинали с заполнения анонимных бумажных анкет, теперь у нас существует своя программа, благодаря которой сотрудники могут с любого рабочего места, где есть компьютер, подать сообщение об ошибке. По итогам прошлого года мы таким образом узнали примерно о 360 ошибках. Если учесть, что по статистике ВОЗ каждый медработник минимум один раз в год совершает какую-либо ошибку, а у нас в клинике 660 человек медицинского персонала, то мы показываем хороший результат.