«АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в 2020 году получила сертификат JCI уже в четвертый раз»

Елена Галанина, представитель руководства по качеству в клинике о том, как обеспечить качественную медицинскую помощь для пациентов
Фото

В конце 2020 года АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в четвертый раз подряд подтвердила соответствие качества оказания медицинской помощи международным стандартам JCI. Елена Галанина, представитель руководства клиники по качеству, рассказывает о том, как учреждению удается поддерживать такой высокий уровень организации медицинских услуг, каким образом в АО «Медицина» выстроена работа с персоналом и почему гарантированное достижение ожидаемого результата при лечении пациентов становится все более важным.

  • В конце 2020 года АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в четвертый раз подряд получила сертификат качества по стандартам JCI. Расскажите, пожалуйста, что это за стандарты и какие характеристки клиники отражает такой сертификат?

    Joint Commission International, или JCI, – это американская некоммерческая организация, которая уже несколько десятилетий занимается улучшением качества оказания медицинской помощи. Стандарты, по которым она аккредитует клиники и больницы по всему миру уже много лет, считаются наилучшими в мире, так как позволяют обеспечить самый высокий уровень надежного и качественного лечения пациентов.

  • То есть медицинская помощь, которая должна улучшать состояние пациента, не может гарантировать стопроцентное качество услуг?

    Да, по мере усложнения медицинских процедур системы здравоохранения во всем мире стали фиксировать рост масштабов вреда, причиняемого пациентам в медицинских учреждениях. В нашей стране такой статистики нет, но можно предположить, что если эта проблема существует в странах с более развитой медициной, то в РФ такие случаи тоже распространены. Существует целый ряд практик и факторов риска, которые представляют собой основную угрозу для безопасности пациентов и приводят к существенному увеличению масштабов вреда в результате небезопасного оказания медицинской помощи. В их число входят ошибки при диагностике и лечении заболевания, неверное введение препаратов, неправильная идентификация пациента.

  • Как должна быть обеспечена безопасность медицинской помощи?

    С помощью правильной организации процесса, при котором влияние человеческого фактора сведено к минимуму. Для этого и существуют стандарты качества медицинской помощи, лучшими из которых считаются стандарты JCI. Они включают 197 основных стандартов, 368 общих стандартов и 1032 измеряемых показателей, которые охватывают все производственные процессы в различных типах лечебных учреждений - от поликлиники до стационара.

  • По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год миллионы пациентов страдают или умирают в результате небезопасного или некачественного оказания медицинской помощи. Во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов, при этом в большинстве случаев причинение вреда можно было предотвратить. Ведущей причиной нанесения ущерба и предотвратимого вреда здоровью в системах здравоохранения являются ошибки при применении лекарственных препаратов. Также в число десяти наиболее распространённых ситуаций небезопасного оказания медицинской помощи входят внутрибольничные инфекции, сепсис, несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи, выполнении инъекций и переливания крови.

  • Как проходит процедура? Насколько часто клиника должна ее проходить?

    Пройти аккредитацию по стандартам JCI очень сложно. Тут, действительно, нужно понять, изучить и внедрить все требования, потом пригласить экспертов, но не с первого раза все это может получиться. Чтобы получить сертификат JCI клиника должна готовиться не менее 1,5 лет, внедрять все требования. АО «Медицина» прошло большой путь работы по другим отечественным и зарубежным стандартам, таким как «Сбалансированная система показателей», стандарты ISO, стандарты EFQM. Для проведения аудита к нам всегда приезжает команда из 3-х специалистов. В этот раз в нее вошли эксперты из Бельгии, Сингапура, и США: врач, медицинская сестра и администратор, которые из-за закрытых границ по причине пандемии при помощи мобильной мини-видеостанции осуществляли проверку отделений клиники и медицинского персонала. Обычно такие проверки проводятся в очном режиме в течение пяти рабочих дней. По итогам последней ресертификации, у нас было всего пять замечаний из более чем 1000 возможных. И замечания эти были не критичными, а носили рекомендательный характер. Соответствие стандартам JCI необходимо регулярно подтверждать, раз в три года. АО «Медицина» в 2020 году получила сертификат JCI уже в четвертый раз подряд. В России на данный момент всего 5 клиник, у которых есть сертификат JCI, в мире – около 1 тысячи.

  • В России всего 5 клиник, у которых есть сертификат JCI, в мире их около 1 тысячи
  • Какие еще оценки качества лечения в клинике вы получали?

    В 2019 году мы получили наивысший̆ балл по экспертной̆ оценке ФГБУ «Национальный̆ институт качества» Росздравнадзора. Эксперты ведомства подтвердили соответствие клиники Практическим рекомендациям по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской̆ помощи по поликлинике и стационару. Таким образом, АО «Медицина» стала первым частным медицинским учреждением России и единственным в Москве и области успешно прошедшим процедуру сертификации. Мы очень горды, что по итогам нашей сертификации в прошлом году «Национальный институт качества» предложил нам стать центром компетенции для других клиник, которые заинтересованы в повышении качества и безопасности оказания медицинской помощи. Нам есть чем поделиться: у нас хороший опыт.

  • Как в АО «Медицина» выстроена система управления качеством медицинской помощи?

    Работа по улучшению качества лечения координируется внутренним комитетом по качеству, куда входят представители практически всех медицинских и немедицинских подразделений. В клинике ведется собственная статистика, включая статистику экстремальных событий. Это случаи серьезного нанесения вреда пациентам. Их, впрочем, не было уже несколько лет. Ежемесячно проверяются истории болезни пациентов в стационаре. Члены комитета ежеквартально собираются и обсуждают эти данные, с тем, чтобы выявлять опасные для пациентов ситуации. Также мы каждый год выбираем не менее пяти стратегических направлений, по которым необходимо улучшить безопасность. М ы внедрили систему автоматизированного контроля, в которую загрузили чек-листы, и при помощи гаджетов, планшетов или телефонов по определенному графику проводим регулярные проверки. В итоге мы получаем большой отчет по всей клинике, где видим, что было проверено за месяц, какие результаты мы получили, где у нас «узкие места», на каких направлениях нужно сосредоточиться. Также мы контролируем работу персонала через видеокамеры и с помощью «секретных» пациентов, которые оценивают их работу и работу клиники в целом.

  • Расскажите более подробно, как вы работаете с персоналом?

    Сразу отмечу, что у нас существует особая процедура найма работников: в соответствии с международными стандартами мы перепроверяем документы об образовании медицинских сотрудников перед приемом на работу. Мы делаем запрос учебные заведения, где был выдан диплом, и были случаи, когда в результате проверки выявлялись липовые документы. Также мы проводим обучение сотрудников и впоследствии наблюдаем за их работой. Понятно, что бывают случаи непредумышленных ошибок, однако, если человек допускает небезопасное поведение, сознательно игнорирует инструкции и это угрожает безопасности пациентов, к нему может быть применено административное взыскание. Например, у нас есть требование к тому, как должны выглядеть руки медсестры: на работе она не может пользоваться лаком для ногтей и носить кольца, потому что это мешает провести качественную обработку рук. Также, в соответствии со стандартами JCI, в 2014 году мы начали сбор информации об ошибках, которые происходят в процессе работы сотрудников. Сотрудники сами сообщают о тех проблемах, которые видят. Это дает возможность понимать, где нам необходимо улучшить нашу работу. Мы начинали с заполнения анонимных бумажных анкет, теперь у нас существует своя программа, благодаря которой сотрудники могут с любого рабочего места, где есть компьютер, подать сообщение об ошибке. По итогам прошлого года мы таким образом узнали примерно о 360 ошибках. Если учесть, что по статистике ВОЗ каждый медработник минимум один раз в год совершает какую-либо ошибку, а у нас в клинике 660 человек медицинского персонала, то мы показываем хороший результат.