«У нас пациента с первого приема и до последней процедуры ведет один врач»

Главный врач стационара АО «Медицина» Наталья Кондратова о преимуществах лечения в клинике
Наталья Кондратова

АО «Медицина» предлагает своим пациентам комплексное лечение заболеваний, в том числе с участием экспертов из-за рубежа. В то же время каждого пациента клиники на протяжении всего хода лечения курирует один врач. Главный врач стационара АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), д.м.н., профессор Наталья Кондратова рассказывает о преимуществах такого подхода и почему он особенно важен сейчас, во время сужения специализации врачей.

  • Расскажите, как проходит прием пациентов в вашей клинике? С чего для пациента начинается АО «Медицина»?

    Одна из главных особенностей лечебного процесса в клинике академика Ройтберга в том, что у нас пациента с первого приема и до полного выздоровления ведет один врач. Это европейская модель организации лечения, ее широко практикуют, в Германии и в Израиле. В чем ее преимущество? В обычном медицинском учреждении пациент приходит, допустим, к ЛОРу, после осмотра врач дает ему направление на удаление миндалин. Дальше он попадает в стационар к другому врачу, хирургу, а потом, может быть, и к третьему, если речь пойдет о реабилитации. На каждом этапе передачи пациента от врача к врачу теряются важные сведения о его состоянии, и в результате процесс лечения становится несогласованным, а пациент не может понять, кто же в итоге отвечает за конечный результат. У нас, когда пациент обращается, например, к ЛОРу в поликлиническое отделение, всю заботу о здоровье берет на себя этот врач. , Если терапевтическое лечение не помогло и принято решение о хирургическом вмешательстве, оперировать будет тот же ЛОР-врач, к которому первоначально обратился пациент. А после операции больной вернется к нему же на дальнейшее наблюдение.

  • Но ведь есть заболевания, при которых требуется комплексное лечение с участием разных специалистов. Как в таких случаях соблюдается принцип «один пациент — один врач»?

    Действительно, определенные проблемы со здоровьем требуют привлечения нескольких специалистов узкого профиля. Например, аортокоронарное шунтирование или диагностика и лечение онкологических заболеваний. Но в этих случаях наличие у пациента постоянного «собственного» врача тем более необходимо, потому что нужно координировать работу нескольких специалистов. Так, онкологического пациента у нас всегда курирует медицинский онколог, который принимает участие в онкологическом консилиуме и координирует лечение пациента на всех этапах. Например, в ряде случаев при химиотерапии могут возникнуть проблемы с зубами — и именно медицинский онколог проведет первичное обследование и при необходимости направит пациента к стоматологу для лечения зубов с учетом имеющегося у него онкологического диагноза. Или если нужна коррекция болей — пациента направят к алгологу, который правильно подберет обезболивающую терапию.

    Если же связующее звено в виде терапевта или, при онкологии, медицинского онколога, отсутствует, то зачастую пациент может ходить по кругу от одного узкого специалиста к другому. Приведу пример из собственной практики: когда-то ко мне обратился пациент, у которого был побочный эффект в виде грибковой инфекции рта от использования ингалятора для лечения бронхиальной астмы. Когда пациент обнаружил у себя эту инфекцию, он обратился в другое медицинское учреждение к ЛОРу, который назначил ему курс лечения, а когда результата не оказалось, направил к стоматологу. Стоматолог, в свою очередь, пролечил пациенту зубы, что также никак не повлияло на инфекцию, появившуюся вследствие применения ингалятора. После стоматолога пациент попал к гастроэнтерологу и начал лечить дисбактериоз. И только потом он пришел ко мне — терапевту, которая и нашла причину его заболевания. Рекомендация была очень простая: полоскать рот после использования ингалятора. Через несколько дней пациент выздоровел и сказал, что еще никто и никогда не назначал ему такого дешевого и эффективного лечения!

  • А как долго пациента может вести один и тот же врач? Есть ли вероятность, что рано или поздно его придется поменять?

    Только в том случае, если у пациента не сложился контакт с врачом. У нас есть пациенты, которых уже 20-30 лет, практически с момента основания клиники, ведет один и то же специалист. Он знает все и про них лично, и про их семью. Конечно, это делает процесс лечения более эффективным, ведь даже, если все этапы взаимодействия с пациентом фиксируются в электронной медицинской карте, врачу, если он видит пациента впервые, чтобы прочитать такой объем информации, требуется немало времени.

  • В АО «Медицина» работают более 350 врачей 66 медицинских специальностей, консультируют академики и члены-корреспонденты РАН, доктора и кандидаты медицинских наук, профессора и ведущие специалисты в различных областях медицины. Клиника работает полных шесть дней в неделю с 8 утра до 21.00 вечера по будням и в субботу и с 8 до 15 часов в воскресенье, ежедневно принимая по 2000 амбулаторных пациентов. Услугами АО «Медицина» пользуется более 220 тыс. амбулаторных пациентов, из них число постоянных клиентов составляет около 50–55 тысяч. Стационар АО «Медицина» имеет 105 коек плюс 16 коек реанимации и ежегодно обслуживает 11 тысяч пациентов.

  • А как у вас организованы консультации с зарубежными специалистами?

    Если пациенту важно услышать второе мнение, лечащий врач организует встречу с зарубежным специалистом, с которым мы сотрудничаем. Например, пациенты с онкологическими заболеваниями могут получить консультацию профессора Ганса Шмоля, одного из самых крупных специалистов в области лекарственного лечения опухолей. Он автор 355 научных публикаций на эту тему, а также немецких стандартов химиотерапии и международных стандартов ESMO по диагностике и лечению колоректального рака. Мы работаем с ним много лет. Наше отделение химиотерапии во многом было создано по образцу отделения гематологии и онкологии университетской клиники Мартина Лютера, которой он руководит. Также мы организуем консультации со специалистами из Израиля, Швейцарии, США, Италии. Например, недавно итальянские коллеги помогали нам в лечении пациента с очень редким сочетанием патологий. У него был атеросклероз сосудов сердца, который требовал коронарного шунтирования, и одновременно с этим — рак легкого в начальной стадии. При этом из-за онкологического заболевания ему было рискованно делать операцию на сердце, а из-за проблем с сердцем — делать операцию по удалению пораженной опухолью части легкого. Сердце могло не выдержать длительной анестезии. В сотрудничестве с итальянскими хирургами мы провели пациенту обе операции, и через два месяца он уже был вполне здоровый человек.

  • Есть ли у вас зарубежные пациенты?

    Да, их у нас всегда много, но большая часть все-таки приезжает из стран СНГ. В перспективе мы ждем роста числа посещений и из Израиля, потому что мы заключили с израильскими агентствами по медицинскому туризму договоры на радионуклидную терапию в России. Израильские пациенты будут проходить ее в нашем Институте ядерной медицины в Химках. В нашем Институте есть высокоточное оборудование, которого сейчас нет даже во многих лучших зарубежных клиниках.

    Отмечу, что многие наши врачи говорят по-английски — при клинике есть специальные обучающие курсы. Знание иностранного языка нам важно не только чтобы врач мог общаться с зарубежными пациентами, но также потому, что современный специалист должен постоянно пополнять свои знания и развивать навыки, а это без знания языка невозможно. В том числе поэтому у нас есть система поощрений для врачей, которые участвуют в работе международных профильных ассоциаций.

  • С 2017 года к вам можно попасть по полису ОМС. Какие процедуры вы можете предложить таким пациентам?

    Это высокотехнологичная медицинская помощь: лазерная офтальмохирургия, нейрохирургия, кардиохирургия, урологическая и гинекологическая хирургия, хирургия ЖКТ, а также онкологический профиль (ПЭТ/КТ, лучевая и химиотерапия).

    Нужны паспорт гражданина РФ, российский полис ОМС, направление по форме 057-у, СНИЛС, выписка из медицинской карты, вся иная документация по основному заболеванию и информация о других имеющихся у пациента заболеваниях, а также лечении, которое получает пациент в настоящий момент. При наличии всех необходимых документов и результатов обследований госпитализация возможна через 2–3 дня. Используется одно и то же оборудование, работает один и тот же медицинский персонал, лечение проводится в одних и тех же кабинетах, используются те же стандартные протоколы. Для клиники нет никакой разницы, кто оплачивает лечение — сам ли пациент или за него платит государство. Мы очень рады, что можем в рамках государственных гарантий лечить граждан России.

  • Пациентка АО «Медицина» Татьяна Ш. - о своем опыте лечения лейомиосаркомы мягких тканей.