Потребительский шторм

Как кризис повлияет на продовольственные и непродовольственные рынки

Разгорающийся экономический кризис не пройдет мимо ни одного из сегментов потребительского рынка. Производители продуктов питания и напитков спешно повышают отпускные цены, в некоторых случаях — почти на 100%, а также массово отказываются от скидок, с которыми в крупных супермаркетах обычно продавалось около 50% товаров. Импортеры из-за логистических сбоев приостанавливают поставки, а работающие в России непродовольственные ритейлеры даже закрывают магазины, на место которых могут прийти бренды из Турции и Китая.

Продуктовый набор

Производители продуктов питания уже начали готовиться корректировать отпускные цены на фоне девальвации рубля. Как отмечает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, пока делать какие-либо серьезные прогнозы преждевременно, но, если ситуация с ростом валют продолжится, это может повлиять на себестоимость в различных сегментах. «Валютная составляющая присутствует во всех технологических цепочках производства продовольствия. Не меньшее влияние будут оказывать возможность поставок грузов по привычным транспортным коридорам и последствия изменения логистических путей», — говорит господин Востриков.

Как отмечают в «Руспродсоюзе», в первую очередь рост курсов валют может сказаться на ценах на импортные чай, кофе, фрукты и овощи. Кроме того, ситуация будет зависеть от возможности поставки ингредиентов для пищевой промышленности, их стоимости, наличия запасов сырья и компонентов у производителей в России.

Так, к началу марту поставщики овощных и салатных смесей, почти на 100% зависящие от импортных поставок зелени в зимний период, предупредили торговые сети о резком росте отпускных цен по ряду позиций на 15–95%. Новые ценники формируют производители кондитерских изделий, где около 70% ингредиентов и материалов приходится на импорт, не исключают повышения цен и поставщики молочных продуктов. Производители российских бренди и виски также планируют повысить цены на 10–30% в связи с удорожанием иностранных дистиллятов. В первую очередь это касается компаний, покупающих спирты во Франции и Шотландии, но и затронет тех, кто ввозил дистилляты из Армении и Грузии. Кроме того, рост цен ожидается на мясо, включая стейки премиальных линеек.

Помимо роста цен потребителям стоит готовиться к отказу от скидок на продукты в прежних объемах. По данным NielsenIQ, на середину 2020 года более 50% всех товаров повседневного спроса (FMCG) продавались по промо. А в ряде категорий — например, стиральные порошки, кондиционеры для белья, средства для мытья посуды, кондитерские изделия, сладости и пр. — доля скидок могла превышать 70%. Теперь же сразу несколько крупных производителей продуктов стали уведомлять ритейлеров об отказе от промо на неопределенный период. Аналитики отмечают, что если эта тенденция охватит весь рынок, то потребителям придется изменить свои привычные модели поведения. Так, в прошлое может уйти такое явление, как «охота за скидками», что для многих россиян было одним из основных способов экономии. Как отмечает источник в крупном производителе продуктов и напитков, в результате на рынке существовала конкуренция не брендов, а скидок.

В первую очередь рост курсов валют может сказаться на ценах на импортные чай, кофе, фрукты и овощи. Кроме того, ситуация будет зависеть от возможности поставки ингредиентов для пищевой промышленности, их стоимости, наличия запасов сырья и компонентов у производителей в России.

Об уходе с российского рынка пока ни один крупный иностранный производитель продуктов питания не сообщил. Но у ряда поставщиков возникли логистические сложности с доставкой продукции через границу. Так, стало известно о приостановке отгрузок российским клиентам со стороны нескольких алкогольных компаний: Pernod Ricard (бренды Chivas Regal, Jameson, Ballantine’s, Beefeater, Absolut, Havana Club, Olmeca, Ararat и др.) и Diageo (марки Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys). Пауза может продлиться как минимум несколько дней. Но на фоне активного импорта в последние годы запасов как минимум у крупных местных дистрибуторов и торговых сетей должно хватить на несколько недель, считают в ЦИФРРА.

Несъедобный спрос

Продавцы бытовой техники и электроники одними из первых отреагировали на обвал курса рубля. Уже 24 февраля некоторые сети подняли цены на часть позиций на 30% и начали ограничивать продажи юридическим лицам в ожидании ажиотажного спроса. По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», в последнюю неделю февраля средний чек россиян на технику и электронику вырос на 80%, до 16,8 тыс. руб. В целом за месяц средний чек достиг 15,9 тыс. руб. Наибольшим спросом пользовались смартфоны, ноутбуки, мониторы.

По оценкам «Платформы ОФД», общий объем продаж техники и электроники с 21 по 27 февраля в денежном выражении вырос на 44%, в целом за февраль — на 51% год к году. По последним данным Росстата, с 19 по 25 февраля больше всего подорожали пылесосы — на 4,12%. Цены на телевизоры выросли на 4,08%, на смартфоны — на 3,82% неделя к неделе. Как отмечают в TelecomDaily, запасы техники в торговых сетях сформированы на один-два месяца, а отложенный спрос должен реализоваться в первые дни начавшейся девальвации рубля. По мнению экспертов, на первом этапе сети возьмут паузу в новых закупках, чтобы переждать пик волатильности рубля, а цены на новые поставки вырастут на 25–30%.

Из крупных компаний о приостановке поставок в Россию пока объявила американская Apple, что привело к более выраженному росту цен на ее продукцию. По данным «Связного», в январе Apple на российском рынке смартфонов занимала 16,8% рынка в штуках и 44,6% в деньгах. В 2021 году в России, по оценке сети, было продано 4,4 млн смартфонов Apple на 333,6 млрд руб. В «М.Видео-Эльдорадо» на фоне роста спроса начали продавать технику Apple по принципу «один товар в одни руки», чтобы избежать спекуляций и ажиотажа. В 2014 году на фоне крымского кризиса и резких колебаний курса рубля Apple также приостанавливала работу интернет-магазина и несколько раз пересматривала цены на свой ассортимент. Собеседники на рынке не исключают, что сейчас повторяется этот сценарий, который усугубляется разрывом цепочек поставок.

Полностью импорт не прекратится даже под санкциями, а если объем окажется недостаточным, будет возможность переориентации с Европы на Азию — Китай, Турцию и Индию. Но это также может сказаться на ценах.

Стоимость одежды и обуви, по прогнозам Fashion Consulting Group (FCG), в 2022 году может вырасти в среднем на 15–25% из-за девальвации рубля. Некоторые отдельные категории могут подорожать сильнее. Так, некоторые люксовые марки начали поднимать цены на 20–30%. Гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс говорит, что рост цен и потенциальные ограничения импорта известных брендов стимулируют россиян в спешке приобретать одежду и обувь тех компаний, которые могут стать недоступны в стране в ближайшее время. На начало марта о приостановке работы объявили шведская H&M Group (также управляет магазинами COS, Monki и др.) и испанская одежная сеть Mango. «Не может гарантировать доставку» покупателям в России Nike. Также приостановили работу некоторые одежные интернет-магазины.

Один из основателей российского бренда одежды a quick buck Роман Уралович отмечает, что российские производители также очень зависят от поставок импортных тканей. По его мнению, полностью импорт не прекратится даже под санкциями, а если объем окажется недостаточным, будет возможность переориентации с Европы на Азию — Китай, Турцию и Индию. Но это также может сказаться на ценах.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что многие международные сети пока заявляют о приостановке работы в России, руководствуясь общественным мнением за рубежом. Эксперт не исключает возобновления работы иностранных ритейлеров, если активная фаза военной операции завершится до конца марта, иначе им придется законсервировать бизнес в РФ. Некоторые крупные сети могут применить такую меру на год. Консультанты полагают, что на смену ушедшим европейским сетям могут прийти марки из Турции и Китая, а также российские производители одежды и обуви.

Анатолий Костырев

Читайте также:

  • Несгораемые обязанности

    Дмитрий Бутрин о новой ответственности за свои деньги

    Забота о собственных деньгах в России для любого человека, представляющего себя ответственным и думающим, неизбежно неприятна, и этого морального груза мы не снимем ни с вас, ни с себя. Он неизбежен, если вы ощущаете, что вам физически неудобно и читать, и писать, и говорить о депозитах, облигациях, процентных ставках и недвижимости сейчас, когда в нескольких сотнях километров от вас в подвале жилого дома делят две буханки хлеба на пятерых,— это ощущение в любом случае лучше и человечнее, чем воодушевление и милитаристский азарт.

    Подробнее
  • Импортозамещению откроют поддержку

    Заместитель председателя правительства Московской области Екатерина Зиновьева — о новых мерах поддержки подмосковных предпринимателей

    Сегодня первоочередная задача инвестиционного блока правительства Московской области — простимулировать проекты в сфере импортозамещения. В этих целях мы подготовили несколько новых механизмов поддержки бизнеса и уже представили их руководству региона и предпринимателям.

    Подробнее