История гаража
ВСЕГДА В АВАНГАРДЕ
Возникновение гаража на Новорязанской улице связано с ростом использования грузового автотранспорта в Москве в начале ХХ века. Работу над проектом поручили новатору, автору павильона СССР на выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, Константину Мельникову. В это время по заказу Московского коммунального хозяйства завершалось строительство другого, Бахметьевского гаража, где Мельников применил уникальную прямоточную систему — движение автомобилей по гаражу совершалось без использования задней передачи.

Первую по-настоящему большую славу Мельникову принес проект павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. Дипломатические отношения между Францией и СССР только-только установились, поэтому советской стороне хотелось поразить французов своей архитектурой, что Константину Степановичу вполне удалось. Легкий двухэтажный и с большой площадью остекления павильон оказался таким удачным, что Мельников получил заказ на проект гаража для Парижа вместимостью в тысячу автомобилей. Воплотить в жизнь его так и не удалось, зато у себя на родине архитектор стал чуть ли не главным строителем «домов для машин» на ближайшие годы. 

Первым стал Бахметьевский гараж в форме манежа. В нем был применен принцип прямоточной системы, заключавшейся в том, что автобусы въезжают и выезжают прямым ходом. Он не был изобретением архитектора - так делали и в английских автобусных гаражах. В этом контексте гораздо больший интерес вызывает другой «гаражный» проект нашего выдающегося зодчего. В конце 1926 года, когда строительство Бахметьевского гаража только началось, Мельников получил заказ на проектирование гаража Московского коммунального хозяйства – будущего Ново-Рязанского, рассчитанного на 114 пятитонных грузовых автомобилей.
Во второй половине двадцатых Москва стремительно строилась. И грузовики нужны были в первую очередь для перевозки строительных материалов, в том числе дерева. Локация гаража была выбрана не случайно – неподалеку, вдоль путей Казанско-Рязанской железной дороги располагался Лесной ряд – крупнейшая в Москве база пиломатериалов, сохранившая свой след в топонимике столицы Леснорядскими улицей и переулками.
На карте Москвы начала ХХ века район, где сегодня стоит Мельниковский гараж, практически неузнаваем: никакой Ново-Рязанской улицы нет и в помине, а на ее месте – только причудливо нарезанные участки земли, принадлежавшие в то время частным владельцам. И лишь по соседним Рязанской, Старой Басманной и Ольховской улицам можно понять, что это за место и какие изменения его ждут в самом ближайшем будущем. Сначала появился «проезд на Рязанскую улицу» от Елоховской площади к Казанскому вокзалу – своеобразный прообраз Ново-Рязанской улицы. Позже прорезались переулки, один из них, Чичкин переулок, шел наискосок от Ольховской улицы к Ново-Рязанской, но просуществовал недолго, исчезнув в середине двадцатых годов со всех московских карт, а на его месте появился герой нашего рассказа – гараж Московского коммунального хозяйства, или попросту гараж на Ново-Рязанской улице. Названия ведомства менялись, а имя улицы всегда оставалось прежним.
Эстетика и рационализм
История и география определили необычную форму участка под строительство гаража – треугольник, одним из катетов которого и был бывший Чичкин переулок, а гипотенузой – Ново-Рязанская улица. Ни о каком манеже с прямоточной системой тут не могло быть и речи, и Мельников нашел выход из ситуации, спроектировав здание гаража в форме полукольца. Умение находить остроумные решения непростых задач – это фирменный почерк Константина Мельникова. Например, архитектурно-пространственное решение, примененное зодчим при строительстве его собственного дома в Кривоарбатском переулке – это симбиоз эстетики и рационализма. Ведь круг, а Дом Мельникова в плане – это два сочлененных круга, является идеальной геометрической фигурой с точки зрения максимума площади и минимума периметра, то есть расхода строительных материалов. Это же можно сказать и про гараж на Ново-Рязанской улице.
Полукруг в треугольнике, а именно так выглядел план участка с главным зданием гаража, – это же самый настоящий авангард в чистом виде, отсылающий в том числе к работам Эля Лисицкого.
Места хватило всем
Большой радиус гаража составлял 75,44 м, что давало длину внешней стены гаража 256,74 м, а при малом радиусе в 45,44 м длина внутренней стены равнялась 162,58 м. Ширина гаража была 30 м, соответственно, площадь получалась 6265 кв. м. Высота до конька принималась 10,5 м, что при грубом подсчете давало объем около 48 000 куб. м. 

Установка внутренних колонн не представлялась возможной, поэтому для крыши пришлось разрабатывать сложную металлическую конструкцию, фермы которой опирались только на внешние стены. Пространство гаража оставалось просторным и свободным. Считается, что автором конструкции был инженер Владимир Шухов, уже известный к тому времени своей радиобашней на Шаболовке, но никаких документальных доказательств его причастности к Новорязанскому гаражу историками пока не выявлено.

Бензинохранилище выглядело как просмоленная и обернутая толем цистерна, зарытая в землю и соединенная трубопроводом с пунктом раздачи бензина в самом гараже. 

Шесть въездных ворот в манеж располагались на наружной дуге, а выездные – в торцах, выходящих на Ново-Рязанскую улицу, причем, ворота были развернуты друг к другу под тупым углом. Над воротами сделаны круглые окна – один из любимых приемов конструктивистов, делающий здание похожим на корабль.

Пространство внутри малой окружности было застроено административным зданием, мастерскими, складом, котельной и трансформаторной будкой. Места хватило даже на небольшой дворик между манежем и этими «хозпостройками».
Предъявите билет
Построенный в 1929 году гараж проектировался Константином Мельниковым не для автобусов, а для грузовых машин МКХ – Московского коммунального хозяйства. За два десятка лет эксплуатации по первоначально назначенному профилю, в этих стенах побывало много самой разной техники. Когда в 1926 году только начиналось его проектирование, гараж предназначался для пятитонных немецких Büssing – в то время грузовики этой марки в большом количестве экспортировались в нашу страну при содействии технической конторы «Центросоюз». Позже, с развитием советской автомобильной промышленности, в гараже прописались и грузовые машины производства Ярославского государственного автомобильного завода (ЯГАЗ). 

В первые послевоенные годы гараж был одной из производственных площадок Авторемонтного завода №5 – здесь восстанавливали вышедшие из строя во время войны московские автобусы. А осенью 1948 года здесь был создан 4-й автобусный парк. Первоначально предприятие обслуживало только один автобусный маршрут - №9. А на его балансе состояли 115 машин еще довоенного выпуска – ЗИС-8 и ЗИС-16. Но постепенно увеличивались и парк, и маршрутная сеть. В 1949 году автобусами предприятия было перевезено 30 миллионов пассажиров, а спустя еще год парк насчитывал уже 150 машин.
В 1956 году на экраны вышел фильм «Человек родился». Его героиня, девушка по имени Надя работает кондуктором, и в кадр попадают автобусы 4-го парка, а также грандиозные стальные перекрытия гаража. Автобусы уже совсем другие – послевоенные ЗИС-155, основная модель в автобусных парках Москвы тех лет.
Любопытно, что в 1959 году Ленинградский Завод Металлоизделий выпустил заводную игрушку «Автотрасса». Она представляла собой как бы холм, выполненный из жести. На его торце были нарисованы узнаваемые «портреты» автобуса ЗИС-155, а по верху проложены две кольцевые трассы по которым двигались заводные машинки. В центре композиции обе трассы ныряли под крышу гаража, въезд и выезд из которого фактически точно повторял конфигурацию ворот на Новорязанской улице!   

Пока на экранах крутили «Человек родился», а дети играли в заводные автобусы, 4-й парк реконструировался, и в него начали поступать уже новые автобусы ЗИЛ-158 – к 1961 году на инвентаре находилось уже 395 таких машин. Впрочем, за долгую историю – автобусный парк был выведен в Новокосино в 2014 году – здесь успели поработать практически все модели, задействованные в перевозке москвичей и гостей столицы – и венгерские «Икарусы», и отечественные «Московиты». В начале нового тысячелетия автобусы 4-го парка обслуживали 27 городских маршрутов.