Оксана Бондаренко, директор Музея Транспорта Москвы
«Транспортная среда в полной мере стала „третьим местом“: наряду с домом или работой именно тут человек в наше ритмичное и стремительное время проводит значительную часть своей жизни. В глазах профессионального сообщества транспорт тоже уже давно не только средство передвижения — это полноценное информационное пространство, которое даёт возможность учиться (даже находясь под землей), дарит пассажирам ощущение эмоционального комфорта, даёт туристам первое и самое устойчивое впечатление о городе и уровне его развития, обращённости к человеку, становится местом для встреч и культурного обмена. Этот разноплановый взгляд на транспортную систему найдёт отражение в постоянной экспозиции музея, где через экспонаты мы расскажем историю о становлении транспортной системы в Москве сквозь три призмы восприятия: историческую, культурологическую и технологическую. А значит, и маршруты для посещения (и изучения) экспозиции будут многообразны, сообразно индивидуальному запросу каждого посетителя Музея. Ведь транспорт — для всех и каждого; значит, и его Музей обязан отвечать этой задаче».
«Транспортная среда в полной мере стала „третьим местом“: наряду с домом или работой именно тут человек в наше ритмичное и стремительное время проводит значительную часть своей жизни. В глазах профессионального сообщества транспорт тоже уже давно не только средство передвижения — это полноценное информационное пространство, которое даёт возможность учиться (даже находясь под землей), дарит пассажирам ощущение эмоционального комфорта, даёт туристам первое и самое устойчивое впечатление о городе и уровне его развития, обращённости к человеку, становится местом для встреч и культурного обмена. Этот разноплановый взгляд на транспортную систему найдёт отражение в постоянной экспозиции музея, где через экспонаты мы расскажем историю о становлении транспортной системы в Москве сквозь три призмы восприятия: историческую, культурологическую и технологическую. А значит, и маршруты для посещения (и изучения) экспозиции будут многообразны, сообразно индивидуальному запросу каждого посетителя Музея. Ведь транспорт — для всех и каждого; значит, и его Музей обязан отвечать этой задаче».
Что нами движет
В конце 2024 года в столице планирует открыть свои двери новый музей — Музей Транспорта Москвы с постоянной экспозицией. Появление в мегаполисе ещё одной музейной площадки — важное событие для общественной жизни города по нескольким причинам.
Во-первых, это означает, что будет полностью реставрирован шедевр конструктивистской архитектуры — гараж Константина Мельникова на Новорязанской улице: именно под его сводами разместится будущий музей. Во-вторых, яркие представители коллекции столичного транспорта — машины, возившие не одно поколение москвичей и крайне популярные на выездных выставках, обретут постоянный дом и будут круглый год доступны для посетителей. А в-третьих, весь прилегающий к зданию музея район целиком будет превращён в культурно-досуговый кластер, центром которого станет Музей Транспорта Москвы.
По поручению Мэра Москвы С. Собянина, сегодня и Новорязанская улица, и примыкающие к ней переулки благоустраиваются. В строительные леса одета и знаменитая постройка авторства Константина Мельникова, бывший автобусный парк № 4. Но у нас уже сейчас есть возможность заглянуть в будущее.
В Музее на площади более 20 тысяч кв. метров можно будет увидеть 53 раритетных и эксклюзивных экспоната. Большая часть экспонатов будет представлена на первом этаже. Но проектом реставрации и реконструкции гаража предусмотрен и «минус первый» этаж, где развернется часть постоянной экспозиции, посвященная истории Московского метрополитена и его перспективам. У посетителей будет возможность не только изучить вагоны со всех сторон (благодаря системе специальных спусков-приямков), но и совершить увлекательное путешествие в мир метрополитена: увидеть его глазами сотрудников и пассажиров, влюблённых в самое красивое в мире метро.
В выставочном пространстве первого этажа предполагается проводить мультидисциплинарные коллаборации с культурными деятелями для создания музыкальных, театрально-иммерсивных и визуальных site-specific мероприятий, которые объединяет общий главный герой — транспорт. Такой подход позволит углубить интерес посетителей к транспортной теме, мотивирует их внимательнее приглядеться к постоянной экспозиции Музея.
Музей, в отличие от других музеев транспорта, не просто продемонстрирует раритетные транспортные экспонаты и современные прототипы, а создаст современное целостное экспозиционное пространство, повествующее об эволюции городского транспорта и о его будущем.
Во-первых, это означает, что будет полностью реставрирован шедевр конструктивистской архитектуры — гараж Константина Мельникова на Новорязанской улице: именно под его сводами разместится будущий музей. Во-вторых, яркие представители коллекции столичного транспорта — машины, возившие не одно поколение москвичей и крайне популярные на выездных выставках, обретут постоянный дом и будут круглый год доступны для посетителей. А в-третьих, весь прилегающий к зданию музея район целиком будет превращён в культурно-досуговый кластер, центром которого станет Музей Транспорта Москвы.
По поручению Мэра Москвы С. Собянина, сегодня и Новорязанская улица, и примыкающие к ней переулки благоустраиваются. В строительные леса одета и знаменитая постройка авторства Константина Мельникова, бывший автобусный парк № 4. Но у нас уже сейчас есть возможность заглянуть в будущее.
В Музее на площади более 20 тысяч кв. метров можно будет увидеть 53 раритетных и эксклюзивных экспоната. Большая часть экспонатов будет представлена на первом этаже. Но проектом реставрации и реконструкции гаража предусмотрен и «минус первый» этаж, где развернется часть постоянной экспозиции, посвященная истории Московского метрополитена и его перспективам. У посетителей будет возможность не только изучить вагоны со всех сторон (благодаря системе специальных спусков-приямков), но и совершить увлекательное путешествие в мир метрополитена: увидеть его глазами сотрудников и пассажиров, влюблённых в самое красивое в мире метро.
В выставочном пространстве первого этажа предполагается проводить мультидисциплинарные коллаборации с культурными деятелями для создания музыкальных, театрально-иммерсивных и визуальных site-specific мероприятий, которые объединяет общий главный герой — транспорт. Такой подход позволит углубить интерес посетителей к транспортной теме, мотивирует их внимательнее приглядеться к постоянной экспозиции Музея.
Музей, в отличие от других музеев транспорта, не просто продемонстрирует раритетные транспортные экспонаты и современные прототипы, а создаст современное целостное экспозиционное пространство, повествующее об эволюции городского транспорта и о его будущем.