Анна Берникова, руководитель проекта «Басмания. Музей Басманного района»:
«Басманный район всегда был транспортным хабом: три вокзала, автобусный и троллейбусный парки, несколько станций метро... Создание автобусного парка помогло улучшить транспортную ситуацию, связав разные районы города и придя на смену трамваю. Гараж Мельникова, без сомнения, является одним из важнейших мест района, с которым связана не только транспортная инфраструктура Москвы, но и воспоминания разных поколений жителей».
На момент строительства гаража, метро на Каланчевской площади еще не было – оно появится «у трех вокзалов» лишь в 1935 году. Поэтому большинство рабочих добирались на стройку конечно же на трамвае. В 1929 году 22-й маршрут шел от Красной Пресни через Моховую, Охотный ряд и Мясницкую аккурат на Новорязанскую улицу. И с другой стороны сюда же – от Измайловского вала через Семеновскую. А еще можно было на 10-м номере от Каланчевки по Стромынке буквально через несколько остановок доехать до каланчи в Сокольниках. Каких-то десять лет назад, здесь начинались дачные поселки, а в 1929 году уже был построен Клуб Русакова Союза Коммунальщиков – ныне всемирно признанный шедевр конструктивизма, автором которого тоже был Константин Мельников.
В том же 1929 году на карте Басманного района с его дворянскими усадьбами и купеческими особняками появился новый топоним – улица Радио. Ее назвали в честь радиостанции имени Коминтерна, открывшей вещание неподалеку, в Елизаветинском переулке. А на самой улице Радио был организован Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ) с первой в Москве аэродинамической трубой. Новое теснило старое. В 1929 году знаменитый Богоявленский собор в Елохове – от гаража Мельникова до него пять минут пешком – чуть не отдали под казарму для размещения 350 военнослужащих конвойного полка, но Моссовет пошел навстречу верующим и храм не закрыли, даже несмотря на то, что религия считалась «опиумом для народа». С востока гараж Мельникова соседствует со стадионом, появившимся тут в 1923 году, когда рабочие железнодорожники расчистили пустырь под спортивную площадку.
Вагонный сарай и Клуб шоферов
Новорязанскую можно смело назвать «самой транспортной улицей» столицы. Начинает ее грандиозное здание Казанского вокзала, возведенного по проекту Алексея Щусева. Чуть дальше расположились постройки Рязанского трамвайного парка, построенного в 1911 году. Их автор – Михаил Поливанов, директор Московской городской электрической железной дороги – именно так тогда называли трамвай. После того, как в конце 30-х трамваи отсюда уехали, их место заняли троллейбусы. Через 2-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» прошли практически все модели советских и российских троллейбусов – от ЯТБ-1 до Тролза-5265.00 «Мегаполис». Интересно, что в парке не только обслуживали подвижной состав, но и вели настоящую конструкторскую работу: в военный 1943 год инженеры парка разработали троллейбус-электрокар, который мог удаляться без токоприемника на небольшое расстояние от контактной сети. Уже скоро, по решению мэрии Москвы, после реставрационно-восстановительных работ в бывшем транспортном предприятии откроется фудмолл, наподобие того, что уже работает на территории Миусского трамвайного депо. Чуть наискосок – здание, где когда-то был «Клуб шоферов», впоследствии переименованный в «ДК Автомобилистов». Здесь репетировал Леонид Утесов и начинал свою историю ставший впоследствии знаменитым ансамбль «Школьные годы».