Этапы жизни здания
Маршруты московские
В процессе реализации проекта гаража на Новорязанской улице, и его внешний вид, и планировка, продолжали постоянно корректироваться. Что-то потом «усовершенствовалось» во время эксплуатации масштабного по тем временам объекта. Страна стремительно развивалась, учиться подчас приходилось на ошибках, а то, что еще вчера казалось новаторским, порой быстро превращалось в анахронизм. Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть спустя почти сто лет на то, что происходило в том же самом Басманном районе и его окрестностях. 
Анна Берникова, руководитель проекта «Басмания. Музей Басманного района»:

«Басманный район всегда был транспортным хабом: три вокзала, автобусный и троллейбусный парки, несколько станций метро... Создание автобусного парка помогло улучшить транспортную ситуацию, связав разные районы города и придя на смену трамваю. Гараж Мельникова, без сомнения, является одним из важнейших мест района, с которым связана не только транспортная инфраструктура Москвы, но и воспоминания разных поколений жителей». 
На момент строительства гаража, метро на Каланчевской площади еще не было – оно появится «у трех вокзалов» лишь в 1935 году. Поэтому большинство рабочих добирались на стройку конечно же на трамвае. В 1929 году 22-й маршрут шел от Красной Пресни через Моховую, Охотный ряд и Мясницкую аккурат на Новорязанскую улицу. И с другой стороны сюда же – от Измайловского вала через Семеновскую. А еще можно было на 10-м номере от Каланчевки по Стромынке буквально через несколько остановок доехать до каланчи в Сокольниках. Каких-то десять лет назад, здесь начинались дачные поселки, а в 1929 году уже был построен Клуб Русакова Союза Коммунальщиков – ныне всемирно признанный шедевр конструктивизма, автором которого тоже был Константин Мельников.

В том же 1929 году на карте Басманного района с его дворянскими усадьбами и купеческими особняками появился новый топоним – улица Радио. Ее назвали в честь радиостанции имени Коминтерна, открывшей вещание неподалеку, в Елизаветинском переулке. А на самой улице Радио был организован Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ) с первой в Москве аэродинамической трубой. Новое теснило старое. В 1929 году знаменитый Богоявленский собор в Елохове – от гаража Мельникова до него пять минут пешком – чуть не отдали под казарму для размещения 350 военнослужащих конвойного полка, но Моссовет пошел навстречу верующим и храм не закрыли, даже несмотря на то, что религия считалась «опиумом для народа». С востока гараж Мельникова соседствует со стадионом, появившимся тут в 1923 году, когда рабочие железнодорожники расчистили пустырь под спортивную площадку.
Вагонный сарай и Клуб шоферов
Новорязанскую можно смело назвать «самой транспортной улицей» столицы. Начинает ее грандиозное здание Казанского вокзала, возведенного по проекту Алексея Щусева. Чуть дальше расположились постройки Рязанского трамвайного парка, построенного в 1911 году. Их автор – Михаил Поливанов, директор Московской городской электрической железной дороги – именно так тогда называли трамвай. После того, как в конце 30-х трамваи отсюда уехали, их место заняли троллейбусы. Через 2-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» прошли практически все модели советских и российских троллейбусов – от ЯТБ-1 до Тролза-5265.00 «Мегаполис». Интересно, что в парке не только обслуживали подвижной состав, но и вели настоящую конструкторскую работу: в военный 1943 год инженеры парка разработали троллейбус-электрокар, который мог удаляться без токоприемника на небольшое расстояние от контактной сети. Уже скоро, по решению мэрии Москвы, после реставрационно-восстановительных работ в бывшем транспортном предприятии откроется фудмолл, наподобие того, что уже работает на территории Миусского трамвайного депо. Чуть наискосок – здание, где когда-то был «Клуб шоферов», впоследствии переименованный в «ДК Автомобилистов». Здесь репетировал Леонид Утесов и начинал свою историю ставший впоследствии знаменитым ансамбль «Школьные годы».
Когда-то по Новорязанской ходил трамвай, пути давно демонтированы, но зато по улице сегодня проложен «Маршрут Т» - единственный в Москве троллейбусный маршрут. Его куратором стал Музей Транспорта Москвы - открытая музейная площадка в движении, креативная зона, посвященная легендарному виду транспорта, который̆ прослужил городу 87 лет.
Большая часть экспонатов будет представлена на первом этаже музея. Но проектом реставрации и реконструкции гаража предусмотрен и «минус первый» этаж, где, как и положено «подземке», развернется часть постоянной экспозиции, посвященная истории Московского метрополитена. Посетителям представится возможность изучить вагоны со всех сторон, через систему организованных приямков. Внутри вагонов представят не только аутентичный интерьер, но и интерактивные инсталляции. Высокотехнологичное мультимедийное пространство будет представлять собой в целом сам музей. По задумке руководства, это позволит каждому посетителю лучше узнать и почувствовать, каким был и каким будет транспорт нашего большого города. Ну, а в том, что посетить музей будет интересно любому из нас, сомневаться не приходится. Ведь все мы, независимо от пола, возраста, образования и рода занятий, хотя бы раз в жизни были пассажирами транспорта Москвы.
1928
К моменту согласования проекта гаража на Новорязанской улице автор проекта, Константин Мельников, был уже прославленным зодчим, чьи работы получили высочайшую оценку не только у нас в стране, но и за ее пределами.
1931
Строительство гаража для грузовых автомобилей грандиозным событием не только для хозяйственной жизни столицы, но и для визуального восприятия городского пространства. Полукольцо из красного кирпича возвышалось над преимущественно малоэтажной застройкой района. В правой верхней части кадра виден силуэт Елоховского собора.
1960
В послевоенные годы здание гаража было перепрофилировано в автобусный парк, работа которого играла важную роль в транспортной системе мегаполиса.
2020
Здание гаража после выселения из него автобусного парка в течение долгого времени пустовало. В январе 2020 года после определения нового статуса постройки и проведения в ней театрализовано-музыкальной инсталляции, ставшей данью гениям архитектурной и инженерной мысли, закрылось на реставрацию.
2024
Музей Транспорта Москвы, который откроется в полностью восстановленном архитектурном шедевре русского авангарда, станет центром большого культурно-досугового кластера, рассказывающего о том, что движет городом.
Пора выбираться
В №12 журнала «За рулем» за 1989 год появилась статья известного российского автомобильного историка Льва Шугурова, в которой автор обращал внимание на то, что в стране до сих пор нет полноценного автомобильного музея. И даже предлагал конкретные площадки, где подобный объект культуры, по его мнению, можно было бы организовать. Предложений было три. Ведомственный гараж в Каретном ряду, бывшие Провиантские склады на Садовом кольце… «Или почему бы не подумать об автобусном парке на Новорязанской улице. Ему оттуда пора выбираться. Там, где раньше была промышленная зона (вокзал, склады, авторемонтные мастерские), теперь жилой район. Шум автобусов и отработавшие газы их двигателей должны уступить автомобильному музею».

Прошло десять лет, и в год столетнего юбилея московского трамвая мэрией Москвы был создан Музей пассажирского транспорта. Располагался он в Ростокино, на территории бывшего Депо им. Баумана. В экспозиции были собраны уникальные образцы городского транспорта, в том числе почти столетней давности – например, конка на электрическом ходу. Проработал музей всего два года. После коллекция полтора десятка лет кочевала по разным площадкам на территории Москвы, пока в 2016 году на базе Музея ретроавтомобилей на Рогожском валу не был создан музей «Московский транспорт». Наконец, в январе 2020 года состоялся перезапуск проекта, после которого музей стал называться «Музей Транспорта Москвы» и стал самостоятельным подразделением Департамента транспорта Москвы.

28 января 2020 года гараж, недоступный ранее для публики, впервые был открыт для нее и стал площадкой для единственного показа театрализованно-музыкальной инсталляции, ставшей не только презентацией будущего пространства Музея Транспорта Москвы, но и данью гениям инженерной и архитектурной мысли — создателям архитектурного шедевра. После этого здание закрылось на реставрацию.