Общий вид будущего музея
История, культура, техника
В 2024 году Музей откроется на новом месте — в том самом здании гаража на Новорязанской улице. Но до этого предстоит проделать огромную работу как по реставрации самого шедевра конструктивизма, так и по реконструкции построек на прилегающей территории. Ведь за долгие десятилетия, когда гараж Мельникова на Новорязанской улице трудился как транспортное предприятие, причем, не единожды менявшее свой профиль, он не раз перестраивался. Здесь были выстроены новые здания вдоль границ владения, внутри возведены кирпичные перегородки. Изменилась форма кровли манежа: утрачен световой фонарь, располагавшийся по коньку помещения ремонтного цеха, скаты были продлены, а наклонное остекление заменено вертикальным, расположенным в плоскости наружных стен. Дворовая часть корпуса мастерских была надстроена этажом. Демонтирована труба котельной - высотная доминанта, располагавшаяся по оси композиции.
Все эти «поздние наслоения» будут демонтированы, а гаражу Мельникова будет возвращен исторический облик. Собственно, он и станет главным экспонатом Музея Транспорта Москвы. Интересно, что проект предусматривает не только историческую достоверность здания и наполнение его современным функционалом. В проекте «зашифрована» своеобразная символика, которую Константин Мельников в него не закладывал, но которую наверняка одобрил бы. В плане все постройки представляют собой как бы «серп и молот» - крестьянско-пролетарский символ, происхождение которого тесно переплетено с историей русского авангарда.
Административное здание с фасадом, выходящим на Новорязанскую улицу – это «молот». «Серп», как нетрудно догадаться – это, собственно, изогнутое наподобие упомянутого сельхозорудия, здание гаража. В нем, появится еще один, подземный этаж. Посетители будут попадать в него по эскалатору, а габаритные экспонаты – с помощью грузового лифта. На двух этажах разместится основная экспозиция музея. Интерьеры намеренно спроектированы максимально лаконично с преобладанием оттенков серого – полы из наливного бетона, вертикальные плоскости из шлифованного бетона, нержавеющей стали и матового стекла. Делается это и из уважения к творению выдающегося зодчего – новое не должно спорить со старым. И для того, чтобы элементы внутреннего убранства не мешали проекциям на стены фотографий и кинохроники. Так же деликатно выполнены и конструкции, которыми надо будет дополнить интерьер для удобства экспонирования. Скажем, лестница для обслуживания ходовых мостков под крышей гаража будут выполнены из металла с порошковой окраской, в цвет с историческими фермами здания.
Проектом предусмотрено и третье строение, так называемая «ручка серпа» – это отдельно стоящая постройка, связанная с гаражом подземным коридором. Здесь расположится мультиформатный центр музея, в том числе с пространством для временных экспозиций.
Реставрацией архитектурного шедевра и наполнением его новыми смыслами занимается бюро «Меганом», которое можно назвать флагманом музейного строительства в России. Именно оно ведет глобальную реконструкцию Пушкинского музея в Москве, объединяя здания и территории в единый музейный городок.
Такой же «городок» возникнет и на Новорязанской улице – неспроста мы начали свой рассказ с описания контекста самого места. Ведь Музей Транспорта Москвы рассматривает общественный транспорт не как изолированный предмет экспонирования, а как феномен, вписанный в городскую среду и историю, отражающий и во многом определяющий их. История, культура, техника - эти три измерения составят концепцию основной экспозиции, которую мы увидим уже в 2024 году.
Все эти «поздние наслоения» будут демонтированы, а гаражу Мельникова будет возвращен исторический облик. Собственно, он и станет главным экспонатом Музея Транспорта Москвы. Интересно, что проект предусматривает не только историческую достоверность здания и наполнение его современным функционалом. В проекте «зашифрована» своеобразная символика, которую Константин Мельников в него не закладывал, но которую наверняка одобрил бы. В плане все постройки представляют собой как бы «серп и молот» - крестьянско-пролетарский символ, происхождение которого тесно переплетено с историей русского авангарда.
Административное здание с фасадом, выходящим на Новорязанскую улицу – это «молот». «Серп», как нетрудно догадаться – это, собственно, изогнутое наподобие упомянутого сельхозорудия, здание гаража. В нем, появится еще один, подземный этаж. Посетители будут попадать в него по эскалатору, а габаритные экспонаты – с помощью грузового лифта. На двух этажах разместится основная экспозиция музея. Интерьеры намеренно спроектированы максимально лаконично с преобладанием оттенков серого – полы из наливного бетона, вертикальные плоскости из шлифованного бетона, нержавеющей стали и матового стекла. Делается это и из уважения к творению выдающегося зодчего – новое не должно спорить со старым. И для того, чтобы элементы внутреннего убранства не мешали проекциям на стены фотографий и кинохроники. Так же деликатно выполнены и конструкции, которыми надо будет дополнить интерьер для удобства экспонирования. Скажем, лестница для обслуживания ходовых мостков под крышей гаража будут выполнены из металла с порошковой окраской, в цвет с историческими фермами здания.
Проектом предусмотрено и третье строение, так называемая «ручка серпа» – это отдельно стоящая постройка, связанная с гаражом подземным коридором. Здесь расположится мультиформатный центр музея, в том числе с пространством для временных экспозиций.
Реставрацией архитектурного шедевра и наполнением его новыми смыслами занимается бюро «Меганом», которое можно назвать флагманом музейного строительства в России. Именно оно ведет глобальную реконструкцию Пушкинского музея в Москве, объединяя здания и территории в единый музейный городок.
Такой же «городок» возникнет и на Новорязанской улице – неспроста мы начали свой рассказ с описания контекста самого места. Ведь Музей Транспорта Москвы рассматривает общественный транспорт не как изолированный предмет экспонирования, а как феномен, вписанный в городскую среду и историю, отражающий и во многом определяющий их. История, культура, техника - эти три измерения составят концепцию основной экспозиции, которую мы увидим уже в 2024 году.
Ждем пополнения
В Музее Транспорта Москвы исследуют не только прошлое, но настоящее и будущее. Поэтому среди экспонатов мы обязательно увидим и современную технику – например, прототип трамвая R1 – и какие-то потенциальные инновации. Осталось только дождаться 2024 года. Впрочем, полдюжины транспортных средств, которые займут свое место в постоянной экспозиции, мы имеем возможность представить уже сегодня. И со всех сторон.