Делаем музей вместе!
Музей Транспорта Москвы показывает историю города и его жителей через призму легендарных транспортных объектов. В 2024 году музей станет большим городским пространством, многофункциональным культурным центром, который немыслим без общения с посетителями, без их вовлечения в диалог о городе и его транспорте. В 2021 году стартовала кампания музея «Делаем музей вместе». Каждый горожанин может оставить свой след в истории Москвы, привнеся в коллекцию музея предметы, связанные не просто с историей городского транспорта, но и личной, семейной памятью. Сделать это совсем несложно: узнать полный перечень разыскиваемых предметов и подать заявку можно на сайте музея. Все предметы, которые пройдут отбор в постоянную экспозицию или поучаствуют во временных выставках, будут отмечены именами владельцев. То есть у дарителей есть шанс не только поучаствовать в благом деле, но и зафиксировать свое участие в истории.
Музей примет предметы конца XIX - конца XX вв. выпуска, связанные с историей московского транспорта: трамваев, автобусов, метро, такси и даже просто автомобилей. Это могут быть, например, предметы домашнего обихода: игрушки транспортной тематики, масштабные модели, бытовая техника, аутентичный слесарный инструмент или наборы. Предметы и объекты городской среды: уличные скамейки и другая мебель, телефонные будки, уличные торговые киоски, торговые автоматы, остановочные павильоны, колонки АЗС, уличные фонари. Уличные указатели и номерные пластины, дорожные знаки и указатели, информационные стенды, вывески, а также уличные часы. Детали транспортных средств. Головные уборы различных муниципальных служб, форменная одежда и знаки различия. А еще жетоны, билеты, значки, открытки, марки, фотографии…
Кампания «Делаем музей вместе» нашла свой отклик и за пределами Москвы.
Неожиданная находка
Осенью 2021 года сотрудники ООО «Харовсклеспром», входящего в Группу компаний «Вологодские лесопромышленники», приобрели в Вологодской области завод, на территории которого обнаружился… вагон метро. Как он там оказался – в Вологде, как известно, метро нет – не столь важно. Но важно, что находка была идентифицирована как метровагон типа Б, который выпускался с 1937 по 1939 год на Мытищинском машиностроительном заводе. Всего выпустили 162 экземпляра, и ранее считалось, что ни одного вагона серии Б в пригодном для восстановления состоянии до наших дней не сохранилось.

Первые вагоны типа Б поступили на единственную тогда линию «Сокольники-Центральный парк культуры и отдыха имени Горького» с ответвлением к «Киевской». В марте 1938 года, когда этот участок удлинили от «Улицы Коминтерна» до «Курской» и выдели в отдельную линию, вагоны Б поставили и на нее. В сентябре 1938 года к списку линий, обслуживаемых типом Б, добавилась и вновь открытая ветка «Площадь Свердлова-Сокол». С 1950 года вагоны типа Б перевели в новое депо «Измайлово», из которого они продолжали выходить на Арбатско-Покровскую линию вплоть до конца января 1975 года.

«Наши коллеги узнали, что Музей Транспорта Москвы собирает экспонаты и предлагает всем желающим принять участие в акции, тем самым привнести свой вклад в сохранение истории транспорта. Получили поддержку руководства и с радостью передали вагон бесплатно для пополнения коллекции музея», — поделился Вадим Захаров, управляющий директор ООО «Харовсклеспром».

Будущий экспонат ждет комплексная реставрация, после чего метровагон можно будет увидеть на выставочных проектах Музея Транспорта Москвы.
Следы бытования
Те месяцы, что прошли с начала кампании «Делаем музей вместе», уже показали ее успешность. Люди любят транспорт, хранят транспортную айдентику. И это неудивительно, ведь по статистике каждая третья семья в Москве имеет отношение к транспорту.

Музей получил в подарок много детских игрушек. Собрал уникальную коллекцию билетов наземного городского транспорта. Неравнодушные граждане подарили сотни интересных фотографий из личных архивов, ценность которых в том, что они демонстрируют не официоз, а реальную жизнь московского транспорта. Одним из самых габаритных приобретений коллекции – ну, если не считать вагон метро – стал городской светофор.

Вот лишь часть артефактов, которыми пополнился фонд Музея Транспорта Москвы, благодаря кампании «Делаем музей вместе».
Игрушка «Маршрутное такси»
Cделана по образцу настоящего микроавтобуса РАФ-2203, выпускавшегося на Рижской автобусной фабрике с 1976 года. Несмотря на то, что в Риге создали и специальную модификацию для «маршруток» с индексом 22032, отличающуюся круговой компоновкой сидений, наличием поручней и билетной кассы, в такси работали обычные базовые модели с поперечным расположением сидений.
Регистрационные номерные знаки
Регистрационные номерные знаки для автомобилей стандарта 1959 года. К концу 50-х знаки предыдущего стандарта 1946 года с четырьмя цифрами и двумя буквами оказались полностью исчерпанными, поэтому решили добавить еще одну букву. В Москве новые «черные» номера выдавались с лета 1959 года до осени 1982 года, когда уже появились новые «белые» номера. Всего в столице было 88 серий, а жестянки с буквами «ммя» выдавалась частным автомобилям в 1976 и 1977 годах.
Игрушечный автобус
Игрушечный автобус 50-х годов выполнен из жести. Прототипом послужил ЗИС-155 – основной московский автобус тех лет. Модель выпускалась с 1949 по 1957 год, причем с 1956-го аббревиатура поменялась на ЗИЛ-155: после ХХ съезда партии, на котором был разоблачен культ личности, имя Сталина заменили на Лихачева – многолетнего директора автозавода. Всего за восемь лет производства выпустили 21 741 автобус ЗИС-155, из них 1726 единиц работали в Москве.
Светофор пешеходный
Светофор пешеходный 60-х годов - такой светофор можно увидеть крупным планом в 7-й серии детективного сериала «Следствие ведут знатоки» под названием «Несчастный случай», где по сюжету расследуется наезд на пешехода автомобилем такси.
Учебное пособие
Учебное пособие «Правила дорожного движения». Год выпуска – 1975-й. Предназначалось для наглядного изучения в автошколах.
Детский педальный автомобиль
Cтилистически близкая копия настоящего «Москвича» модели 408. Игрушка носила обозначение АДПМ-12М и расшифровывалась очень просто: автомобиль детский педальный «Москвич». Выпускали их на заводе АЗЛК с 1973 по 1994 год. Масштабы производства АДПМ-12М были впечатляющими. Например, за 1974 год сделали 160 762 педальные машинки, а за 1986 год – 201 385 штук. Для сравнения, настоящих «Москвичей» за те годы сделали 147 042 и 184 807 автомобилей соответственно. Стоила такая игрушка в разные годы от 20 до 35 рублей, а покупали ее детям от трех до восьми лет. Инструкция указывала, что «автомобиль следует использовать для езды по асфальтированным и укатанным дорожкам» и не рекомендовала ездить по мягкому и неровному грунту. Аббревиатура АДПМ расшифровывалась очень просто: автомобиль детский педальный «Москвич».
Схема московского метрополитена
1977 года
Такие схемы расклеивали по стенкам вагона – как и сейчас, они помогали пассажирам ориентироваться в московской подземке. Любопытно посмотреть на концепцию строительства метрополитена тех лет: если в 60-е годы в основном радиусы, соединялись лишь с Кольцевой линией, например, Рижский, Калужский, Ждановский, Краснопресненский, то в первой половине 70-х радиусы объединили в диаметральные линии – Калужско-Рижскую и Ждановско-Краснопресненскую.
Билеты на поездку в московском метрополитене 1949–1951 годов
Бумажные билеты использовались для прохода в метро с 1935 по 1961 год. После все станции были оборудованы турникетами. Чтобы пройти, нужно было опустить монетку, 5 копеек. Самый первый турникет появился еще в 1952 году, но работал еще по билетам. До появления турникетов билеты проверяли и компостировали контролеры.
Автомат по продаже билетов ППБ-6-68
Дата выпуска – 1975 год, модель образца 1968 года. Подобные автоматы выпускались с 1968 по 1977 год и устанавливалась в автобусах, трамваях, троллейбусах. В каждом ставилось по два автомата в салоне – спереди и сзади напротив дверей.
Игрушка «Автобус» 60-х или 70-х годов
Выполнена в виде курортного автобуса без крыши, предназначенного для работы в здравницах Черноморского побережья. В реальности автобуса с таким футуристическим дизайном не существовало, а туристов в те годы возили на автобусах, построенных на базе грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-53.
Дорожный светофор
Cоответствующий ГОСТ 25695-77, утвержденному в 1977 году и действовавшему до 1991 года. Дата изготовления – 1986 год.