Одновременно с трудовым фронтом от Байкала до Амура открылся другой фронт столь же беспрецедентных масштабов — агитационный. Освещение работы стройки, ее пропаганда стали крупнейшим советским послевоенным идеологическим проектом. О том, как он был организован и какие формы принимал, Константину Шавловскому рассказал многолетний исследователь БАМа доктор исторических наук, доцент, директор Института истории и филологии Бурятского государственного университета имени Доржи Николай Байкалов.
БАМ идеологически был позиционирован как общенародное дело. Как возник такой подход и почему он был нужен?
Так же было в истории освоения
В то же время надо понимать, что сами территории, через которые должна была пройти трасса, и сейчас в
Чем пропаганда БАМа отличалась от пропаганды оттепельных
БАМ отличался в первую очередь эпохой. В семидесятые, наверное, впервые на официальном уровне заговорили о материальных интересах рабочего класса. О том, что важно иметь хорошие заработки, о том, что на БАМе хорошее снабжение, покупка автомобиля по целевому вкладу, другие привилегии. Это было легализовано даже в публицистике, в откровенно пропагандистских текстах тех лет тема материального благополучия нашла свое место. Конечно, везде присутствовала оговорка, что материальные интересы — это не главное, но выгоды не замалчивались, о них заговорили открыто. И в этом смысле БАМ отличался от предыдущих проектов советской власти, он был плоть от плоти позднесоветского общества потребления, которое сложилось в брежневский период.
Какие формы пропаганды агитации были задействованы при строительстве БАМа, на что делался упор?
В
Была создана газета «БАМ», федеральные, областные и муниципальные издания в ежедневном режиме освещали стройку. Тема соцсоревнований обязательно присутствовала, портреты строителей, интервью с ними, истории о них.
Были активно задействованы и творческие союзы — писателей, художников, композиторов. И песни были написаны, и картины нарисованы, и сборники стихов выходили; все это не только на общесоюзном, но и отдельно краевом, областном и республиканском уровне. Творческая интеллигенция выезжала на БАМ как отдельными десантами, так и в рамках общесоюзных больших проектов, например, был агитпоезд «Комсомольской правды», который курсировал вдоль трассы. Театральные коллективы тоже включались, и даже Большой театр
Связывала ли пропаганда строительство БАМа с предшествующим российским опытом освоения Сибири и Дальнего Востока?
Это, кстати, любопытный феномен. В первый же год строительства при комсомольских штабах, на каждом участке стройки, были организованы музеи Комсомольской Трудовой Славы. И уже через
Вообще, дискурс покорения и борьбы характерен для пропагандистских текстов тех лет: если строительный коллектив — то отряд, если члены этого коллектива — то бойцы, комиссары. И все вместе они — первопроходцы. На БАМе возникло даже такое слово, я его в других местах не встречал: «первостроитель». Вслед за Ермаком, вслед за декабристами — подчеркивалась вот эта историческая преемственность, и она была очень важна. Причем интересный момент: эта преемственность шла от XVII века, а вот в XX веке она, скажем так, немного терялась. То есть БАМлаг из этого ряда, конечно, убирался. Поэтому сразу от историй о проектировании Транссиба по Северному пути перескакивали на геологоразведку, на
А известно, что в пропаганде сработало лучше — романтика причастности к общенародному делу или достойная оплата труда? Какие мотивы доминировали у ехавших на стройку?
Причины, по которым люди поехали на БАМ, у всех разные. В бамовских архивах и музеях осталось очень большое количество писем, которые со всей страны приходили в комсомольские штабы с просьбой выслать путевку на БАМ. Людей с семьями интересуют заработок, перспективы жилья, когда оно будет построено, возможности сохранить имеющуюся жилплощадь. А молодые часто стремятся на великую историческую стройку.
Кроме того, эти письма показывают, что БАМ воспринимался многими как точка для перезагрузки своей жизни, как способ
Ну и надо понимать, что БАМ для многих был способом уйти от повсеместной фальши, от бюрократизма и двойственности советской действительности. Начать жизнь в палатке, окруженной тайгой, жить и работать рядом с людьми, которые тебе понятны, с которыми ты преодолеваешь вместе настоящие трудности, чтобы потом вместе строить новый город и дорогу к нему. Это был легитимный способ побега от советской реальности в
СМИ постоянно рассказывали о трудовом энтузиазме и трудовых подвигах, они были в реальности?
Газетные тексты не всегда совпадают с тем, как те же события описаны в архивных документах, воспоминаниях строителей и других источниках.
Но настоящие подвиги были, и их действительно было очень много. В условиях, когда тебе обещают одно, а ты приезжаешь — и там ничего нет, тяжелый физический труд, да еще не по специальности, множество организационных проблем, задержки в оплате, дефицит строительных материалов, отсутствие техники. Да каких только трудностей не было. Часто без подвигов было не выжить. Трудовые обязательства тоже досрочно выполнялись, в том числе благодаря тому, что работала
А все эти трудности — не природные, а организационные и административные — они
Интересно, что строительство БАМа с самого начала освещалось с умеренной, контролируемой, но критикой. Это, наверное, тоже особенность позднесоветского периода. О том, что природу не берегут, много леса повалили, о нерациональном и неэкономичном отношении к технике. Очень много о бесхозяйственности написано. И о воровстве, о том, как местные руководители занимались приписками, завышали показатели и премии получали. Но никто не ставил при этом под сомнение сам проект, саму стройку. Системно БАМ не критиковался, но про недоработки и проблемы на местах писали активно.
Как пропаганда объясняла необходимость строительства БАМа? Упоминались ли соображения национальной безопасности?
Если говорить об официальных источниках, то там фигурировала
Все остальные причины строительства, а историки сегодня приводят порядка десяти различных версий, официальной пропагандой замалчивались. Конечно, говорилось о том, что сократится путь перевозки грузов к тихоокеанским портам на 500 километров, но что именно будут перевозить по БАМу — об этом молчали. А в постановлении о строительстве, которое вышло 8 июля 1974 года, содержались секретные пункты, где шла речь о перевозке на экспорт западносибирской нефти.
О том, что это путь, отдаленный от границы СССР с Китаем на случай серьезного конфликта между странами, публично никто и никогда не говорил. Но об этом знали все. В разговорах со строителями часто встречается этот сюжет, они запросто вам расскажут, что БАМ строился на случай войны с китайцами, чтобы развернуть в этих местах военные мощности.
Существует ли феномен «бамовских дневников»? Насколько они были публичными, отличался ли образ строителя в дневниках от его образа в пропаганде?
Они очень разные, эти дневники. Обычно они велись в основном только в первые годы. Видимо, сыграли свою роль неординарные обстоятельства, в которых люди оказались, и, безусловно, ощущение того, что их руками творится история.
Поэтому была потребность в фиксации опыта, который люди считали уникальным. Казалось бы, ни электричества, ни тепла нет, при свечах, в палатке, неудобно, и вот простым карандашом, на
И второй всплеск появления дневников на БАМе я для себя открыл не так давно — это перестроечные годы. Тогда о БАМе начали забывать, и бамовцам не так хорошо там жилось, и, может быть, уже появилась
Что произошло с публичным образом стройки после ее окончания? О БАМе продолжали писать?
В 1984 году произошла укладка «золотого звена», соединение Восточной и Западной веток БАМа,- и все, внимание резко сократилось. Вскоре началась перестройка: из «стройки века» БАМ превратился в «дорогу в никуда», стал одним из самых показательных примеров того, за что можно ругать советскую власть. И вчерашние
Сейчас есть феномен бамовской идентичности, он сохранился?
В разговорах можно услышать о
Что же касается влияния пропаганды, то для многих строителей бамовец — это тот, кто не сходил с газетных полос, работал больше на идеологическом фронте, нежели на стройке. Поэтому не все бамовцы рады, когда их так называют, они с гордостью именуют себя транспортными строителями, тоннельщиками, механизаторами, но слова «бамовец» не любят.
Мне довелось записать несколько интересных интервью с первостроителями, которые рассказывают об потемкинских деревнях, разоблачают все эти показатели плановые, но при этом остаются верны образу БАМа как общенародного дела и стройки дружбы. И вот странным образом у них одно уживается с другим и друг другу не противоречит. Я так думаю, что люди, конечно, не могли не видеть пропагандистской фальши, но они не сомневались в главном, потому что оставались верны событию, которое привело их на БАМ.