Сибирские стройки и фильмы о них появились задолго до БАМа. Рубеж
Дорога от центра
В
Первый фильм для панорамного формата, как известно, был сделан ведущим документалистом СССР Романом Карменом. Назывался он «Широка страна моя…" (1959). Цитируя популярную кинопесню, советское кино словно возвращалось в «Цирк» Григория Александрова, под куполом которого
В
Такая социальная мобильность, конечно, была востребована кинематографом. Дорога — одна из главных тем в кино этого времени. «Все начинается с дороги» — так называется последний фильм Николая Досталя (режиссер трагически погиб на съемках), вышедший в прокат как раз в
Степан амбициозно мечтает о Братской ГЭС (в
Дорога в настоящее
Настоящее в советском кино этого момента рождается на стыке частного и идеологического. Возьмем «Ждите писем» Юлия Карасика (1960): здесь Сибирь — дистилляционный котел, который перегоняет человеческий материал в нечто стоящее: бывший преступник на глазах у зрителя превращается в передовика и человека с обложки, ушлый таксист, который поехал в тайгу, чтобы скопить на новый «Москвич», обретает любовь и человеческое лицо ударника, вчерашний школьник из хорошей московской семьи набирает мышечную массу, разменивая романтический идеализм на твердый характер. На визуальном уровне фильма хорошо ощутима энергия отрицания большого стиля, характерная в целом для кино оттепели: в резких монтажных стыках рифмуются сталинские высотки и сибирские башни ЛЭП, которые своими руками поднимают ввысь
Подчиняясь центробежной силе времени, на сибирских стройках, конечно, оказывались и вполне благополучные жители столицы. Показательно комическая интерпретации темы удачливого горожанина в диких местах — «Карьера Димы Горина» (1961), где молодой
Молодой идеалист, проверяющий на прочность свои и родительские идеалы,- типичный персонаж эпохи. Поезд на восток — возможность вернуть революционные идеалы равенства, вырваться за пределы среды и привилегий (оттепельное кино часто и об этом — послевоенной отмене классовых конфликтов). В конце концов, это шанс обрести новую суррогатную рабочую семью. Разобраться с авторитетами и приоритетами. Место властного отца, который всегда знает, как лучше прожить жизнь, вполне может занять мудрый бригадир.
В этом контексте интересно вспомнить «Людей на мосту» Александра Зархи (1959). Сюжет фильма выстроен на дихотомии, неразрывной связи и конфликте двух поколений мостостроителей Ивана Денисовича Булыгина (чудесный Василий Меркурьев) и его сына Виктора (не менее чудесный Олег Табаков). Режиссер Зархи представляет старшего героя комично: авторитарный
Старшего Булыгина она омолаживает — буквально вернув из заслуженного кабинета на стройплощадку. Младшему — дает шанс выглянуть за пределы уютного московского гнездышка, в котором он вырос. Выбрать судьбу вместо той, что была тебе намечена автоматически, самим фактом рождения в преуспевающей семье. Герой Табакова — типичный оттепельный персонаж, столичный фланер, наблюдатель, привыкший иронично возвышаться над толпой,- становится деятельным участником жизни и с восторгом принимает ее искушения. «Не бойся, москвич, тут делай что хочешь, тайга не скажет»,- недвусмысленно манит Витю
В контексте фильма Зархи эта тема приобретает зловещее звучание, когда в финале сибирячка Лена погибает, взрывая гигантские речные льдины. Они — или природа в их лице — грозят снести временные технические опоры и погубить строителей. И Лена кладет себя на алтарь будущего. Ее любовь и гибель в битве технологий и природы превращают строительство моста в часть большого исторического процесса (невозможного в рамках советского мифа без жертв). Природа к смерти женщины равнодушна, другое дело — люди. Они оценят подвиг: проведут испытания спасенного моста и усыновят осиротевшего сына Лены Гошу. А жизнь пойдет дальше своим предопределенным чередом.
Дорога к себе
Брутальность окружающего пространства не могла не отразиться на экране. За бодрыми и жизнерадостными фильмами всегда будет маячить «Неотправленное письмо» Калатозова и Урусевского (1960).
В этом фильме от тайги — заповедной и не тронутой еще человеком — несет экзистенциальным ужасом. В центре сюжета — обреченная на поражение борьба, которую ведет с природой партия геологов. Будут долгие поиски месторождения, потом — пожар, болота, ранняя зима, снег и ледяной ветер, река, которая несет в Северный Ледовитый океан. Покорение terra incognita — не офисный ретрит и не поездка на картошку. Оно возможно только в формате подвига. В этом фильме чудесные города и строящиеся на сибирских реках мосты — всего лишь предсмертный бред истощенного героя. Камера наблюдает за злоключениями людей безжалостно, будто снимал этот фильм вовсе не человек, а сама тайга. Очевиден если не конфликт, то как минимум пристрастный диалог с пафосной официальной риторикой покорения природы, требующей нанести на карту и обустроить новое жизненное пространство.
На эпоху освоения Сибири в искусстве наступала другая эпоха, эра экзистенциализма, требовавшая от кино ощупывать не только бескрайнее внешнее, но бескрайнее внутреннее пространство. Запрос на интеллектуальное искусство в шестидесятых не то что отменил сибирскую тему, но, очевидно, серьезно ее скорректировал. Сибирь — как сосредоточение русских исторических смыслов — оказалась подходящим местом для проблематизации внутреннего мира человека.
Здесь, в начале
Хороший пример случившейся метаморфозы — «Девять дней одного года» (1962). Где работает физик Гусев, которого играет Алексей Баталов? В научном центре
Пространственные ориентиры не сделают крупный план более драматичным, это вопрос масштабов, но
Дорога в реальность
Почти все кино, посвященное этому движению на восток, исполнено исторического оптимизма. Даже поздние произведения — вроде сериалов о бамовцах «Впереди океан» (1983), «Лучшая дорога нашей жизни» (1984) — источают его уже на уровне названий.
Вот, например, «Безбилетная пассажирка» (1978), где в поезде (как
Сибирь, конечно, не место для автоматического выполнения плана. Здесь, на фронтире, герои углубляются не только и не столько в горные массивы и лесную чащу, сколько в самих себя. Порой безуспешно — как уехавший на стройку газопровода и вдруг ужаснувшийся собственной пустоте герой «Ошибок юности» Бориса Фрумина (1978), а иногда с надеждой на просветление в будущем — как в «Иркутской истории» (1973).
Симптоматично, что главные фильмы о БАМе
Здесь уже речь не идет о зримой, реально достижимой утопии. Герои заняты спасением сроков стройки, неизбежными компромиссами тех, кто приехал на БАМ воспарить над собой, с теми, кто просто хочет заработать. Серия за серией персонажи разгружают застрявшие на путях стройматериалы, сражаются за внимание плачущей поварихи, в рамках борьбы с отдельными недостатками спасают вставший на пути стройки века кедровый лес (успешно, но вопреки выполнению плана).
Конец