«Была бы прочна палатка, да был бы нескучен путь» — такой была жизненная стратегия, разработанная в
«Не важно, в туристском походе ты, в геологической партии, на вершину ли идешь зарабатывать очередной разряд или просто так шагаешь, потому что нет и не предвидится попутных машин,- пишет Юрий Визбор в журнале „Смена“ в 1966 году, статья называется „Люди идут по свету“.- Главное — идти по земле, видеть людей, пожимать им руки, калякать о том о сем… Так и подбираются эти песни — от дорожных разговоров, от странных закатов, от неистребимого самолетного запаха, от шума сосен на речном берегу».
У Визбора типичная биография шестидесятника: «сын врага народа», бывшего красного командира, расстрелянного в
Уж сколько насмехались над этими лыжами — и конечно, не пережив всех биографических обстоятельств, более или менее общих для всего поколения, не пытаясь представить, из какого мрака и скрежета выпорхнула эта строчка, смеяться легко.
Среди людей, ходивших тогда по свету, обнаруживаются совершенно неожиданные персонажи — вот, например, поэт, максимально далекий от всякой таежной романтики. «Я мечтал путешествовать по свету —
Конец
Песни у костра были бонусом, слабым отсветом того, что двигало этими людьми. Страсть к познанию мира — и испытанию себя. Дойти до края, вытерпеть, преодолеть, пойти поперек соображений комфорта и прагматики — «почему ж эти птицы на север летят, если птицам положено только на юг?» — в надежде обрести
Лирический герой этих походных песен — геолог в исполнении Владимира Высоцкого — появляется в первом фильме Киры Муратовой «Короткие встречи», и здесь мы видим еще один конфликт, который зашит в подтекст шестидесятнической романтики; помимо прочего геолог (альпинист,
Разумеется, авторские песни были очень популярны на БАМе. К сформировавшемуся на тот момент золотому бардовскому фонду добавились песни, сочиненные бамовцами — на стройке в
Понятно, что пение на таежной стройке — важнейшее из искусств, и это с самого начала принималось в расчет руководством. Но на БАМе упор был сделан на
Но главное даже не в этом: к началу строительства БАМа романтика странствий была присвоена посвященными ему песнями официальными. Они звучали по радио, исполнялись на кремлевских концертах, их пели на первомайских демонстрациях. Гимном БАМу стала песня Роберта Рождественского и Оскара Фельцмана: «слышишь, время гудит — БАМ»,- неслось из каждого репродуктора. Тут были все составляющие таежной романтики — «встретим зябкие рассветы, встретим долгую пургу»,- но это была уже романтика не частного человека. «Мы» здесь не партия геологов, не бригада строителей и даже не огромный коллектив БАМа, «мы» — это вся страна, работающая на огромную стройку: «в биографию планеты впишем мы свою судьбу».
Было много и других, менее запомнившихся песен, и практически все они обращены не к отдельному человеку, а к общности людей. Тайга стала новым космосом: «на пыльных тропинках далеких планет» тоже очень романтично, но для такой экспедиции недостаточно одного твоего желания путешествовать по свету — и одинокий голос бардовской песни для него слабоват.