Контакт-центры — один из самых популярных каналов коммуникации с компаниями. Они позволяют клиентам
без личного визита, по телефону решить большинство вопросов. А бизнес получает возможность расширить охват
аудитории и собирать обратную связь о своей работе. Крупные игроки рынка: банки, страховые компании, операторы
связи — создают собственные колл-центры, ведь для них это возможность построить доверительные отношения с
клиентом и увеличить продажи,
пишет Neo Analytics. Средние и небольшие компании предпочитают аутсорсинговые колл-центры, и
спрос на них, как и объем этого рынка последние два года, активно растет.
Причины такой динамики — переход продаж в онлайн из-за пандемии и высокий уровень конкуренции, где
каждый бизнес намерен завоевать свою часть аудитории, с которой необходимо постоянно поддерживать контакт. По
данным Mordor Intelligence, рост рынка колл-центров — не только российский,
но и глобальный тренд. Эта тенденция сохранится и дальше, но темпы роста замедлятся — до 9% по сравнению с
прошлым годом. В Mordor Intelligence колл-центры называют стратегическим инструментом взаимодействия с
клиентами, «многоканальный подход обеспечивает более прочные отношения с ними».
Однако у всех колл-центров есть общие проблемы, оказывающие сильное влияние на их эффективность, и
одна их них — эмоциональное выгорание операторов. Этим сотрудникам приходится при любых обстоятельствах и в
любом
душевном и физическом состоянии оставаться на связи с клиентом. Согласно опросу Apexberg, в 2021 и 2022 годах у
сотрудников колл-центров наблюдалось падение уровня удовлетворенности работой, причем чем больше стаж — тем
сильнее падение. Максимальное значение приходится на операторов со стажем работы более 3 лет. Наиболее
проблемной областью в этом ключе,
пишут в Apexberg, «является неумение бизнеса в лице менеджмента “слышать” своих
сотрудников», что существенно осложняет работу таких компаний.
Согласно
исследованию института Гэллапа, сотрудники, которые испытывают
профессиональное выгорание, чаще обращаются за медицинской помощью, а более половины из них (63%) — берут
больничный. К тому же такие работники в два раза реже обсуждают с руководителем достижение поставленных целей,
на 13% меньше уверены в своей работе и в два с половиной раза чаще уходят из компании.
Из этих факторов складывается еще одна важная проблема — большая текучка кадров. В такой ситуации
бизнесу постоянно нужно набирать новых сотрудников, обучать и контролировать их работу, а это негативно
сказывается на имидже компании и влияет на ее расходы (ФОТ на сотрудников колл-центров — это от 60%
себестоимости звонка). Поэтому важным конкурентным преимуществом для любой компании будет умение прогнозировать
выгорание операторов и своевременно на него реагировать — перераспределять нагрузку или предлагать отпуск.
Решить эту задачу помогут SaluteSpeech и технология Insights. С помощью платформы бизнес может в
режиме реального времени отслеживать эмоциональное состояние оператора и клиента, а по завершению звонка оценить
удовлетворенность клиента от общения с конкретным сотрудником (CSI) по каждому звонку. Если система фиксирует
снижение оценок клиентов или рост негативного эмоционального фона в диалогах с оператором, руководитель
контакт-центра сможет вовремя это заметить и исправить. Например, поручить такому сотруднику другие задачи,
отправить его на дополнительное обучение или предложить помощь психолога. Такой подход позволит минимизировать
негатив клиентов, неудовлетворенных общением с конкретным оператором и, как следствие, проецирующим свое
недовольство на весь бренд. С другой стороны — поможет сократить текучку кадров и заслужить доверие сотрудников,
которые чувствуют заботу. Это тот случай, когда привлечение технологий помогает проявлять внимание и к клиентам,
и к собственным сотрудникам. Вклад в строительство lovemark не только снаружи компании, но и внутри нее.