Багажное отделение

Вокзалы и поезда всегда вызывали очевидный ассоциативный ряд — движение, путешествие, меняющиеся за окном пейзажи, чемоданы и вещи в них на все случаи жизни. Мода, конечно, не могла пройти мимо — и использовала все эту поэтику железных дорог в своих целях.

Использовала, надо сказать, самым разным образом. Не обладая такой выраженной спецификой, как одежда авиаторов или моряков, а также таким выраженным маркетинговым потенциалом, как круизный гардероб, дорожные вещи, в которых путешествовали в поездах, когда они еще не были скоростными, все же временами становились важным референсом для коллекций. Но еще чаще воображение фешен-дизайнеров притягивали сами вокзалы — и образ вокзала, на который прибывает / с которого отправляется поезд, и их здания, где, в отличие от аэропортов, чуть ли не каждое — памятник архитектуры. Мы выбрали из истории моды последних 25 лет главные примеры того, как мода нашего времени работала с темой вокзала и самими вокзалами.

Показ Christian Dior Haute Couture FW 1998, Париж, вокзал Аустерлиц

Показ Christian Dior Haute Couture FW 1998

Париж, вокзал Аустерлиц

Этот исторический показ Джона Гальяно задал тон всей эстетике вокзалов и поездов в современной моде. Жарким парижским июльским днем на настоящую платформу настоящего вокзала въезжает паровоз, тянущий за собой старый поезд — тоже настоящий (знаменитый фешен-критик Сюзи Менкес язвительно заметит в своей рецензии, что, видимо, эпохой паровозов и объясняется часовая задержка показа). Поезд называется Diorient Express — по очевидной аналогии с Orient Express, и из него на перрон выскакивают американские индейцы и начинают дикие пляски (да, это были времена, когда культурная апроприация еще не была заповедана). А затем оттуда выходят модели, и начинается то, к чему более всего подходит слово «хеппенинг»: смешиваются страны и народы, и между платьями с картин итальянского кватроченто и шляпами с картин Гольбейна-старшего и париками с картин Гиацинта Риго мелькают глухие черные наряды в стиле двора Филиппа IV и какие-то подбитые соболями парчовые душегрейки. В финале появляется сам Гальяно в белой майке-алкоголичке, заскакивает в поезд, и тот убывает так же, как и прибыл,- в чаду и дыму, под индейские пляски. Феерическая эпоха первых лет Гальяно в Dior, его цветущего историзма и его театрализованных представлений, подобных которым сейчас даже невозможно представить.

Показ Louis Vuitton SS 2001

Показ Louis Vuitton SS 2001

Когда у тебя есть историческая мануфактура багажа — дорожных сундуков, чемоданов, разнообразных сумок, то к вокзалу и перрону ты придешь со всей неизбежностью, рано или поздно. Марк Джейкобс, нанятый в 1997 году в дом Louis Vuitton делать одежду pret-a-porter, которой тут прежде не было, пришел к этому довольно быстро: показ его коллекции весна-лето 2001, прошедший в октябре 2000 года, открывали парни в форменной одежде и фуражках вокзальных носильщиков, увешанные дорожными сумками и чемоданами. А уже за ними появились модели в нарядах из самой коллекции, причем наряды эти никак не были связны ни с форменной одеждой, ни вообще с какой-то эстетикой путешествий, но некоторые из моделей в дополнение к своим юбкам, кофтам и жакетам имели еще и форменные фуражки разного фасона — просто так, как знак самой возможности куда-то с этими чемоданами отправиться.

Показ Chanel FW 2006, Шанхай, аэропорт Пудун

Показ Chanel FW 2006

Шанхай, аэропорт Пудун

Конечно, Карл Лагерфельд, собираясь устроить специальный показ Chanel в Шанхае, должен был что-то придумать в стиле своего любимого гиперреализма — например, построить действующую модель поезда, выезжающего прямо на подиум. Но в этот раз вместо гиперреализма был настоящий реализм, потому что гостей доставили к месту показа на маглеве, суперскоростном поезде на магнитной подушке, полностью брендированном, в черно-белом фирменном дизайне, на аэродинамическом локомотиве которого была надпись «Сhanel». Лагерфельд, известный фанат технологий, конечно, не мог пройти мимо такой возможности — Китай был тогда и остается сейчас в числе немногих стран, имеющих коммерческие электромагнитные железнодорожные линии. Сама коллекция, представленная в футуристического — а какого же еще? — вида терминале, была довольно строгой, также исполненной в черно-белой гамме, и эти стекло и металл только подчеркивали ее графичность и геометричность.

Рекламный ролик Chanel №5, «Train de Nuit», 2006

Рекламный ролик Chanel №5

«Train de Nuit», 2006

Одри Тоту становится лицом великих духов Chanel № 5, и новый рекламный ролик с ней зовут снимать не кого иного, как Жан-Пьера Жёне, режиссера ее главного хита «Амели». Тоту в образе этакой современной Коко — в этом же году на экраны выйдет фильм «Coco avant Chanel» с ней в главной роли — вбегает на Лионский вокзал в Париже, заскакивает в Восточный экспресс и несется в Стамбул. В поезде она, как водится, встречает незнакомца (модель Тревис Давенпорт), и они проводят бессонную ночь в любовном томлении, разделенные всего лишь перегородкой купе, которую ни один не решается преодолеть. А утром в Стамбуле расходятся, буквально как в море корабли — они проплывают мимо друг друга на корабликах по Босфору,- но в финале наконец обнимаются, стоя на мозаике с логотипом Chanel некоего воображаемого вокзала под песню Билли Холидей «I’m a Fool to Want You». Добавить тут нечего — кроме того, что это лучший рекламный ролик Chanel № 5 из всех снятых в XXI веке.

Показ Louis Vuitton FW 2012

Не прошло и десяти лет, как Марк Джейкобс развил идею прибытия поезда и добавил к носильщикам и чемоданам натурально поезд — на показе зимней коллекции 2012 года на подиум, стилизованный под перрон, выезжал Louis Vuitton Express в клубах бутафорского дыма, и оттуда выходили модели, за которыми носильщики тащили их багаж, покрытый, конечно, монограммами LV. И вот здесь как раз поезд был не просто эффектным дорогим антуражем, а настоящим важным референсом. Наряды моделей ему абсолютно соответствовали и отсылали к золотой эпохе железных дорог, рубежу XIX и XX веков. Рединготы, главный предмет коллекции, широкие укороченные брюки к ним, похожие на юбки первого десятилетия XX века, пышные эдвардианские шляпы, короткие узкие жакеты с юбками-трапециями длиной миди, платья с высокой талией — в таком примерно виде дамы и сходили с поезда в ту прекрасную эпоху, когда возникла вся эта эстетика железнодорожной роскоши великих поездов, оставшаяся образцовой до наших дней. Задуманная как упражнение в историзме, модном тогда, эта коллекция и этот показ станут одними из лучших в карьере Марка Джейкобса.

Chanel Cruise 2020

Первая коллекция Виржини Виар, когда после смерти Карла Лагерфельда она стала художественным директором Chanel, была посвящена еще одному легендарному поезду Belle Epoque — Calais-Mediterranee Express, или, как его в конце концов стали называть за цвет вагонов, Le Train Bleu. Он шел от Атлантического побережья, куда прибывали паромы с Британских островов, через Париж на Лазурный берег. Маршрут был запущен в 1886 году и просуществовал вплоть до 2003-го, но сама Шанель путешествовала в основном в 20-30-е, когда построила на Ривьере свою виллу La Pausa в Рокбрюн-Кап-Мартан. А в 1924 году это название самого модного поезда эпохи, Le Train Bleu, получил еще и дягилевский балет — на музыку Мийо и по либретто Жана Кокто, занавес к которому выполнен по рисунку Пикассо, а костюмы сделала Шанель.

В память обо всем этом Виржини Виар превратила Гран-Пале в вокзал эпохи ар-нуво — благо сам дворец, примерно тогда и построенный, к этому вполне располагает. Поезда не было — этот образ был уже отработан и Гальяно, и Джейкобсом, но были проложены рельсы, поставлены железные скамейки для зрителей, как в зале ожидания того времени, секторы зала были обозначены, как платформы, табличками Voie A, B, С, D, E, а на подиуме установлены названия станций — Saint-Tropez, Antibes, Nice… Одежда, как всегда у Chanel, была на самые разные случаи, от пальто до вечерних платьев, и только сумка в виде фонаря обходчика путей в руках одной из моделей непосредственно отсылала к железной дороге.

Показ Ermenegildo Zegna FW 2019

Милан, Центральный вокзал

Milano Centrale, один из самых знаменитых вокзалов на свете, памятник муссолиниевского большого стиля и имперских амбиций, это, конечно, суперклассное место для фешен-шоу, получить которое настоящая мечта. В этом качестве его и использовали Ermenegildo Zegna, сама же коллекция, как всегда у Алессандро Сартори, художественного директора бренда, была красива той самой очень современной красотой, сделавшей ему репутацию одного из лучших мужских дизайнеров последних лет. В финале показа все модели выстроились на монументальной центральной лестнице, изображая вокзальную толпу, какой она могла бы быть в идеальном мире, а их большие дорожные сумки и объемные рюкзаки были тем знаком, что указывал на функцию этой лестницы и этого здания.

Показ Palm Angels SS 2020, Милан, станция Porta Venezia

Показ Palm Angels SS 2020

Милан, станция Porta Venezia

Porta Venezia, конечно, не Milano Centrale — но и Palm Angels совсем не Zegna. Они не делают формальной одежды, вообще никакой классики, а их аудитория состоит из тех, кому классический костюм особенно и не нужен, а нужен скорее спортивный. Porta Venezia объединяет станцию метро и железнодорожную станцию, откуда поезда отправляются в миланские окрестности, а также мезонин, открытый Nike как свободная студия для танцев и прочих физических упражнений, которые для местной молодежи. Именно там и проходил показ Palm Angels, и это пространство отлично соответствовало настроению коллекции, придуманной художественным директором марки Франческо Рагацци,- легкой, веселой и яркой.

Елена Стафьева