Официальной датой рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года — в этот день в парижском «Гран кафе», состоялся первый публичный кинопоказ. Принято думать, что публика в тот вечер увидела фильм братьев Луи и Огюста Люмьеров «Прибытие поезда на вокзал
Из
Речь в статье шла, конечно, о «Прибытии поезда».
Увы, в реальности все обстояло совсем не так эффектно. Просто потому, что люмьеровское «Прибытие поезда» к моменту парижского показа еще не было снято. Впервые зрители увидят его в Лионе в январе следующего, 1896, года. А посетители «Гран кафе» лишь отодвинулись чуть подальше от экрана, когда на стене вдруг ожили и задвигались омнибусы и прохожие на парижской улице.
Эффект зрительской паники, наверное, все же
«И вдруг
Между тем рождение и кино как такового, и отдельных его жанров, и судьба его пионеров почти мистическим образом связаны с железнодорожным транспортом. Кино действительно родилось если не на вокзале, то на железнодорожных путях. Точнее говоря, на рельсах, которыми конкурирующие компании «Юньон пасифик» и «Сентрал пасифик» связали атлантическое и тихоокеанское побережье США. Строительство 1862–1869 годов, ведшееся наперегонки с двух концов континента, стало величайшим приключением в истории американского бизнеса. Этим событиям посвящен не один вестерн, включая эпос «Юньон пасифик» (1939) короля блокбастеров Сесиля Блаунта де Милля.
Но началось все задолго до вестернов. Лилэнд Стэнфорд, глава «Сентрал пасифик» и губернатор Калифорнии, хотя и погонял стада «стальных коней», как звали тогда паровозы, был одержим страстью к лошадям. Вокруг него сложился круг таких же, как он,
Спорщики обратились за помощью к лучшему фотографу
С железной дорогой странным образом связана судьба еще одного первооткрывателя кинематографа
Сами Люмьеры относились к своему детищу как к доходному, но недолговечному ярмарочному аттракциону, «изобретению без будущего». Уже в 1897 году кинорынок поразил первый «кризис воображения», сродни тому, что переживает сейчас мировая киноиндустрия. Многочисленные последователи Люмьеров просто не могли представить, что можно запечатлеть на пленку помимо каталога сюжетов, предложенных братьями. С удручающим однообразием зрителям во всех концах мира предлагались сцены кормления младенцев, уличные панорамы — и конечно, бесчисленные «прибытия поездов».
Одним из таких последователей был Жорж Мельес. За один только 1896 год он снял «Прибытие поезда на вокзал Жуэнвиля», «Прибытие поезда на вокзал Венсена» и «Вокзал
За десять следующих лет он снял сотни «феерий», едва ли не самая замечательная из которых «Путешествие через невозможное» (1904): эксцентрическая группа ученых чудаков решила отправиться на Солнце на причудливом «автомобулосе», а когда выяснилось, что он непригоден, поездка сорвалась. Сначала «автомобулос» въехал в отель и передавил людей за табльдотом: «Не беспокойтесь, мы только проездом!» Потом вообще рухнул в пропасть на глубину 2,5 тыс. метров, и героям пришлось провести пару месяцев в больнице.
На чем же отправиться к Солнцу? Да, вы угадали: конечно же, на поезде.
Кстати, о кинорекламе. Она тоже родилась исключительно благодаря развитию железнодорожного сообщения. В начале ХХ века пассажиров крайне раздражала угольная пыль, пятнавшая их одежды. Компании соревновались друг с другом: от чьего угля меньше пыли. Одна из них наняла режиссера Эдвина Стентона Портера для съемок первого в мире рекламного ролика «Дорога антрацита» (1903).
Его героиня, изысканная — вся в белом — дама садилась в экспресс
Благодаря железным дорогам родилась не только кинореклама, но и жанр вестерна. Отцом его был все тот же Портер. И если о шокирующем воздействии люмьеровского «Прибытия поезда» на зрителей можно спорить, то финальный план «Большого ограбления поезда» (1903) бесспорно ужасал публику. Главарь банды целился с экрана прямо в зал и шесть раз спускал курок.
В общем, не страшно, что паника парижан при виде надвигающегося на них экспресса — лишь красивая легенда. Словосочетание «прибытие поезда» стало своего рода метафорой рождения искусства и индустрии кино как такового. А зрительская паника — прекрасным, ярким образом наступления не просто эры кино, но самого ХХ века. Века невообразимого, ужасного и прекрасного технологического прогресса, действительно стремительно надвигавшегося на человечество, как поезд.