Коммерсантъ
Партнерский проект
  • Экономика
  • ТЭК
  • Финансы
  • Телеком
  • АПК
  • Ритейл
  • Недвижимость
  • Фармацевтика
  • Стиль
Экономика

Мир, снятый с ИВЛ

Завершающаяся сейчас коронавирусная пандемия в 2021 году будет уже историей — в отличие от ее последствий, с которыми придется иметь дело не только России. Дело не в падении ВВП, которое за два-три года будет преодолено,- последствия коронавируса обещают быть заметными в фундаментальных институтах общества, хотя сейчас их можно только предполагать. Они не обязательно произойдут, многое зависит от способности глобального общества забывать. Но если забыть начало этого года не удастся, то важные изменения могут быть внесены в такие понятия, как «государство», «международные отношения», «государственный бюджет», «государственная граница» и даже «истина».

Заместитель главного редактора Дмитрий Бутрин о том, как коронавирус, возможно, уже внес в цивилизацию незаметные, но важные изменения
ТЭК

Вот в чем спрос

Спустя пять месяцев после официального начала пандемии коронавируса нефтяной и газовый рынки только начинают приходить в себя. Цены на энергоносители постепенно восстанавливаются по мере снятия карантинных ограничений, однако остается множество вопросов. Самый важный из них — станет ли коронавирус тем фактором, который поставит под сомнение устоявшиеся представления о будущем нефтегазовой индустрии, или же речь идет о глубоком, но все же преодолимом кризисе.

Заведующий отделом бизнеса Юрий Барсуков о будущем нефтегазовой индустрии после пандемии
Финансы

Заразительная цифра

Пандемия подтолкнула банковский сектор к решению новых задач, масштабированию удаленных технологий, переосмыслению прежнего формата работы и продуктовой линейки. Новый опыт позволит банкам ускорить планы по цифровизации и расширению вложения средств в финтех-продукты. Кроме того, у банков, которые во время самоизоляции смогли оценить все плюсы и минусы удаленки, есть планы по пересмотру традиционного режима работы отделений и самого их формата в дальнейшем. Еще одним трендом может стать внедрение платности качественного банковского сервиса: потребители будут постепенно приучаться к тому, что за обслуживание, как за любой сервис, надо платить, а бесплатных услуг будет становиться все меньше и меньше.

Корреспондент отдела финансов Ольга Шерункова о том, как будут развиваться кредитные организации после пандемии
Телекоммуникации

На связи с пандемией

Пандемия коронавируса и связанная с ним самоизоляция граждан во всем мире продемонстрировала, что услуги телеком-операторов стали фактически системой жизнеобеспечения, благодаря которой возможна удаленная работа, учеба, медицина, развлечения и связь с близкими. Общение с друзьями в режиме real-time стало привычным в видеочате, подписка на онлайн-тренировки оказалась во много раз дешевле посещений зала, а прямые эфиры концертов стали нормой. Но несмотря на то что новые реалии жизни еще ярче продемонстрировали высокую роль интернета и мобильной связи в жизни людей, и, казалось бы, операторы могут неплохо нажиться на этом, период пандемии стал и для них настоящим испытанием.

Корреспондент отдела «Телекоммуникации и медиа» Юлия Тишина о том, как телеком-рынок рассчитывает на смену потребительских привычек после изоляции
АПК

Антивирусный аппетит

Несмотря на то что предприятия агропромышленного комплекса не были включены российскими властями в перечень пострадавших от пандемии COVID-19 отраслей, свои негативные эффекты отрасль ощутила. Ограничения по борьбе с распространением вируса привели к сбоям в импорте средств производства, сокращению каналов продаж, а девальвация рубля вызвала увеличение себестоимости. Теперь, вероятно, участники рынка будут стремиться искать новые ниши и рынки, продолжать замещать долю импортной продукции, а падение внутреннего спроса и курса национальной валюты может придать дополнительную привлекательность экспорту. Все это в результате должно даже вызвать приток инвестиций в отрасль.

Заместитель заведующего отделом потребительского рынка Анатолий Костырев о том, как пандемия COVID-19 повлияет на российский агропром
Ритейл

Мир пандемического спроса

Пандемия вируса COVID-19 и последовавшие за ней ограничения для ритейлеров уже оказали колоссальное влияние на все сферы потребительского сектора. Эксперты единодушны — чтобы хотя бы вернуться к докризисным показателям, рынку потребуется как минимум год. «Ъ» разбирался, как локдаун изменил потребительские привычки россиян и какие последствия ожидают различные сферы торговли после ковида.

Корреспондент отдела «Потребительский рынок» Никита Щуренков о том, как ритейл приспосабливается к жизни после ковида
Недвижимость

Как смогли устроились

Возникший на фоне COVID-19 повышенный интерес к загородной недвижимости вопреки первоначальным прогнозам пока не сделал москвичей убежденными загородными жителями, которые работают из дома, не посещая публичных мест. Но последовавший за пандемией экономический спад активировал существовавшие на различных рынках недвижимости тенденции, заставив собственников и арендаторов по-новому посмотреть на собственные активы в коммерческой, офисной и складской недвижимости.

Корреспондент отдела потребительского рынка Александра Мерцалова о том, как пандемия изменила рынки недвижимости
Фармацевтика и медицина

Аптечная розница набрала фарму

Распространение коронавирусной инфекции как в мире, так и непосредственно в России обеспечило отечественному фармацевтическому рынку не только дополнительные продажи, но и принесло ряд неожиданных проблем. Воодушевленные ажиотажным спросом в первом квартале аптечные сети столкнулись с резким падением объемов реализации в последующие месяцы. В совокупности с традиционно низкими продажами в летний период эта ситуация может оказаться для фармацевтической розницы критичной и повлечь за собой череду банкротств.

Корреспондент отдела потребительского рынка Мария Котова о том, как пандемия изменила российский фармацевтический рынок
Стиль

Мода переоделась

Индустрия моды в период пандемии коронавируса ожидаемо оказалась в числе наиболее уязвимых отраслей. Производства пострадали от отмены или приостановки заказов, что привело, в свою очередь, к массовым увольнениям и закрытию фабрик, а введение режима самоизоляции — к резкому снижению числа покупателей в первой половине 2020 года. При нарастающих убытках некоторым компаниям уже, очевидно, не удастся преодолеть этот кризис. О росте по итогам года практически никто не задумывается, признавая, что удачей будет хотя бы возможность удержать бизнес на плаву. Но при этом пандемия стала катализатором глобальных перемен в индустрии моды. Чтобы выжить, ей придется заново изобрести себя.

Исполнительный редактор отдела «Стиль» Елена Кравцун о том, как пандемия изменила fashion-индустрию