Пандемия коронавируса и связанная с ним самоизоляция граждан во всем мире продемонстрировала, что услуги телеком-операторов стали фактически системой жизнеобеспечения, благодаря которой возможна удаленная работа, учеба, медицина, развлечения и связь с близкими. Общение с друзьями в режиме real-time стало привычным в видеочате, подписка на онлайн-тренировки оказалась во много раз дешевле посещений зала, а прямые эфиры концертов стали нормой. Но несмотря на то что новые реалии жизни еще ярче продемонстрировали высокую роль интернета и мобильной связи в жизни людей, и, казалось бы, операторы могут неплохо нажиться на этом, период пандемии стал и для них настоящим испытанием.

Ни единого разрыва договора

Самоизоляция не только повысила спрос на услуги операторов, но и дала дополнительную нагрузку на сети. И если еще в конце февраля темпы роста трафика, по оценкам Tele2, снижались, и этот тренд внешне указывал на исчерпание клиентами своих потребностей, то в период карантина потребление резко выросло, и уже с этого более высокого уровня растет с такой же скоростью, как в прошлом году. Так, по оценкам МТС, трафик домашнего интернета в пиковых значениях в пандемию вырастал на 100%, а мобильный трафик на 10–30% в зависимости от региона. У «Вымпелкома» средний трафик на одного абонента в мессенджерах увеличился на 50%, средний трафик пользователя Skype увеличился в 3,2 раза, а трафик Facetime — в 2,9 раза.

Для адаптации к нагрузке от операторов потребовались дополнительные инвестиции в сети, а доходы от оказания услуг удивительным образом не только не выросли, а сократились. Так, по итогам второго квартала «Вымпелком», например, потерял 9,7% выручки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что отчасти связывает с пандемией. В «Эр-Телекоме» признают, что за время пандемии в сетях в 1,5 раза вырос трафик, но при этом выручка снизилась на «несколько процентов». Более успешные результаты продемонстрировал «Ростелеком», выручка которого за второй квартал выросла на 13%, составив 127,3 млрд руб. «Понятное дело, что в первую очередь упал спрос на решение в области интернета и телефонии в офис, зато цифровые сервисы и интерес к ним выросли в разы»,- уверяют в компании.

Одна из причин такой картины — переток спроса из офисов в спальные районы и отказ многих корпоративных клиентов от услуг связи или заморозка договоров. Да и многие частные абоненты могли отказаться от оплаты услуг провайдеров в пользу мобильного интернета или перейти на более дешевые тарифы из-за ухудшения экономики, прогнозировали аналитики «ТМТ Консалтинг» еще в мае. Сказался и «переезд» абонентов в пригород, который ожидаемо спровоцировало нежелание сидеть в городских квартирах, а также закрытие границ и внутренних курортов. По оценкам «Ростелекома», пик подключений в частном секторе пришелся на май, а с июня уже наблюдается незначительный спад, но по прежнему объем подключений в загородных домах в два раза выше, чем до карантина.

Для самовыражения люди также переходят на цифровое творчество, генерируя все большее количество контента в онлайне, а повышение ценности невербальной коммуникации и запрос на иммерсивность будет требовать все лучших сервисов

Понятно, что некоторые могли подключиться к загородному интернету, только чтобы пересидеть карантин, а часть клиентов может пользоваться услугой только летом, признают в «Эр-Телекоме». Но тем не менее компания видит в этом сегменте зону роста.

После снятия ограничений в столице часть абонентов стала больше выезжать в центр города и деловые районы, но пока полного возвращения к докарантинному распределению не произошло — сказывается возможность работать удаленно и отпуска, считают в «Вымпелкоме». Порядка 20% абонентов компании на время самоизоляции уехали из Москвы. В МТС подтверждают, что пока больше половины москвичей, переехавших в область или другие регионы, остаются там. Обратной перебалансировки трафика не наблюдает пока и Tele2. «Несмотря на отмену ограничений, многие компании сохранили удаленный режим работы»,- напоминают в компании.

Бесконтактность и эффект присутствия

После снятия режима самоизоляции объемы потребления мобильного и домашнего интернета населением несколько снизились, признают операторы, но все равно остались на уровне выше среднего, и полного возвращения на прежний уровень ждать не приходится. Крупные компании все больше говорят о возможном продлении «удаленки» на более длительный период или о введении такой возможности на постоянной основе, отмечают в «Вымпелкоме». Исследования также показывают, что каждый третий из сегодняшних пользователей интернет-магазинов и цифровых сервисов начал это делать во время эпидемии. С учетом этих новых потребностей новой аудитории есть все основания полагать, что тренд к росту потребления трафика сохранится, уверены в Tele2.

Для самовыражения люди также переходят на цифровое творчество, генерируя все большее количество контента в онлайне, а повышение ценности невербальной коммуникации и запрос на иммерсивность будет требовать все лучших сервисов. «Мы все хотим видеть реакцию наших собеседников в эфире видеоконференции или испытать всю прелесть виртуального путешествия в новое место»,- приводят пример в «Вымпелкоме». Поэтому, по мнению компании, чтобы удержать аудиторию, сервисы видеоконференций и стриминга начнут предлагать еще более высокое качество картинки, интерактивные «фишки», новые типы контента, например, с виртуальной реальностью (VR). А значит, сеть оператора связи должна быть готова выдержать весь этот объем трафика.

Вместе с тем ярко проявившийся в пандемию запрос на бесконтактность может привести к дальнейшему сокращению операторского ритейла и переходу на самообслуживание абонентов, чему будет способствовать распространение технологий саморегистрации, запущенных операторами во время пандемии. «Возможность заключить абонентский договор и купить сим-карту с технологией саморегистрации без физического посещения офиса может стать широко распространенной, а в перспективе на помощь могут прийти дроны»,- допускают в «Вымпелкоме». Все вместе это может привести к тому, что уже через год-другой операторский ритейл уменьшится в два раза, уступив место онлайн-продажам.

Упасть, чтобы вырасти

В краткосрочной перспективе влияние пандемии на операторский бизнес будет негативным, считают опрошенные «Ъ» игроки. Так, «МегаФон» прогнозирует, что по итогам года индустрия может недополучить до 30 млрд руб. Уже сейчас очевидно, что бизнес ждет трансформация, компании будут сокращать инвестиции и пересматривать бизнес-модели — отказываться от избыточного объема розничной сети, увеличивать маржинальность продаж оборудования, сокращать маркетинговые затраты, говорят в компании. Но в то же время возросший интерес к цифровым сервисам в период самоизоляции может дать новый импульс развитию этого сегмента и привести к дальнейшему росту. Так, в корпоративном сегменте наибольший рост потребления продемонстрировали решения для проведения онлайн-конференций, вебинаров и сервисы для организации в облаке удаленных рабочих столов.

Эту точку зрения разделяют и в Tele2, где считают, что на снижение рынка по итогам года повлияет снижение доходов от роуминга и корпоративного сегмента. Оценки того, когда отрасли удастся вернуться на уровень 2019 года, в компании считают преждевременными, но допускают, что после окончания пандемии главным изменением будет новое отношение к отрасли со стороны регулятора и потребителей, поскольку, по мнению Tele2, этот период «обнажил жизненную необходимость услуг связи».

Читайте также