Несмотря на то что предприятия агропромышленного комплекса не были включены российскими властями в перечень пострадавших от пандемии COVID-19 отраслей, свои негативные эффекты отрасль ощутила. Ограничения по борьбе с распространением вируса привели к сбоям в импорте средств производства, сокращению каналов продаж, а девальвация рубля вызвала увеличение себестоимости. Теперь, вероятно, участники рынка будут стремиться искать новые ниши и рынки, продолжать замещать долю импортной продукции, а падение внутреннего спроса и курса национальной валюты может придать дополнительную привлекательность экспорту. Все это в результате должно даже вызвать приток инвестиций в отрасль.

Сектор АПК оказался меньше других отраслей экономики подвержен негативным последствиям пандемии, отмечает партнер, руководитель практики оказания услуг компаниям АПК, PwC в России Михаил Фролов. Предприятия не были включены в список пострадавших от распространения COVID-19 отраслей, и АПК прошел первые месяцы кризиса лучше других отраслей, добавляет он. Так, по данным Росстата, объем производства продукции сельского хозяйства за первые шесть месяцев 2020 года вырос на 3%, тогда как общий выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности за тот же период сократился на 4,1%. Тем не менее, указывает господин Фролов, негативное влияние COVID-19 на сектор имело место.

Немедленные эффекты

Прежде всего пандемия отразилась на логистике, приведя к сбоям в цепочках поставок, говорят в PwC. По словам Михаила Фролова, из-за транспортных ограничений пострадал импорт европейских суточных цыплят и семян, китайских витаминов и средств защиты растений и пищевых ингредиентов. Кроме того, в период основных ограничений сбой в цепочках поставок наблюдался и внутри России, напоминает он. Так, сельхозпроизводители южных регионов сообщали о сложностях с получением разрешений на работу для фермеров и пропусков для техники. Кроме того, участники рынка не могли получить короткие кредиты для финансирования посевной кампании из-за перевода сотрудников банков на удаленный режим работы.

Крупные производители продуктов также были вынуждены оптимизировать ассортимент из-за введенных в связи с пандемией COVID-19 ограничений. Так, группа «Черкизово» семьи Михайловых — один из крупнейших в стране производителей мясной продукции (бренды «Черкизово», «Петелинка», «Пава-пава») приостанавливала выпуск части изделий из свинины и колбас на Черкизовском мясоперерабатывающем заводе (ЧМПЗ) в Москве. О прекращении поставок ряда наименований также сообщал другой крупный игрок на мясном рынке, АПХ «Мираторг», рассказывал источник «Ъ» в одной из торговых сетей.

По данным Nielsen, в мае доля низкого ценового сегмента в продажах продуктов питания и товаров повседневного спроса выросла со среднегодового значения 16,9% до 17,7%

Затронула пандемия COVID-19 и российский сельскохозяйственный экспорт. Как отмечает господин Фролов, структура поставок изменилась в сторону еще большей доли сырьевых товаров с низкой добавленной стоимостью, таких как зерновые, рыба и подсолнечное масло, что связано со снижением мирового платежеспособного спроса и роста конкуренции. Хотя в денежном выражении объемы поставок растут. С начала года Россия экспортировала продовольствия на $11,9 млрд, что на 14% больше, чем годом ранее, говорил в июле глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. По его словам, основную долю в поставках заняли пшеница, рыба и морепродукты, растительные масла и кондитерские изделия. По итогам года объем экспорта продукции АПК из РФ будет на уровне $25 млрд, пандемия COVID-19 на достижение показателя не повлияла, считает господин Патрушев.

Кроме того, вспышка COVID-19 привела к сокращению каналов продаж, говорит Михаил Фролов. По его словам, из-за введенных ограничений для производителей продовольствия был практически полностью закрыт такой канал сбыта, как HoReCa, который для отдельных сегментов, например, овощи и фрукты, мог обеспечивать до 70% продаж. Результатом стало обострение конкуренции в поставках в ритейл, отмечает он. Некоторые поставщики даже приостанавливали работу из-за закрытия HoReCa. Так, крупнейший российский производитель картофеля фри «Лэм Уэстон Белая Дача» (совместное предприятие ГК «Белая Дача» и голландской Lamb Weston / Meijer) в апреле ушел в вынужденный отпуск на три месяца раньше срока из-за падения спроса на картофель фри в связи с пандемией COVID-19.

В России к эпидемиологическому кризису добавились последствия падения рубля. Несмотря на то что девальвация рубля положительно сказывается на конкурентоспособности российских предприятий, для ряда секторов, которые зависят от импортных средств производства, следствием стал рост производственных издержек, рассказывает Михаил Фролов. Как результат — рост цен в секторах, где сдерживающим фактором выступала более дешевая импортная продукция, и рост цен из-за роста валютной составляющей себестоимости.

По оценкам гендиректора Национального союза свиноводов Юрия Ковалева, средняя себестоимость ко второму полугодию вырастет минимум на 8–12%, что в сочетании с падением цен на продукцию кратно сократит маржу. Гендиректор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева отмечает, что на валютные расходы в производстве мяса птицы приходится до 45–50% затрат — это инкубационные яйца, корма, ветеринарные препараты и пр. Гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов также не исключает, что себестоимость сырого молока в результате девальвации вырастет примерно на 10–12% до конца года, что может сказаться на потреблении. У крупнейшего производителя молока холдинга «Эконива» себестоимость выросла на 10% относительно 2019 года, сообщил первый заместитель гендиректора Сергей Ляшко. По его словам, холдингу уже пришлось корректировать инвестиционную программу и сокращать расходы в этом году из-за пандемии COVID-19 и введенных ограничений.

Долгосрочные последствия

Основное последствие кризиса, вызванного пандемией COVID-19 — снижение потребительского спроса и платежеспособности, которое может оказаться затяжным, говорит Михаил Фролов. По его словам, потребление уже переключается на более дешевые продукты, что связано с ограничениями на передвижение из-за COVID-19 и снижением доходов населения. Так, продукты с более длительным сроком хранения стали более популярны в режиме самоизоляции, а спрос на продукты с высокой добавленной стоимостью частично переключился на более доступные альтернативы, рассказывают в PwС. По данным Nielsen, в мае доля низкого ценового сегмента в продажах продуктов питания и товаров повседневного спроса выросла со среднегодового значения 16,9% до 17,7%. Доля товаров премиального ценового сегмента, напротив, сократилась с 35,8% в среднем по году до 34,4% в мае. Тенденция коснулась мяса, фруктовых соков, воды, чая, макаронных изделий и др. Так, если в среднем на низкий ценовой сегмент приходилось 18,7% годовых продаж макаронных изделий, то за 27 апреля-24 мая показатель достиг 22,8%.

На этом фоне производители продуктов питания будут стремиться искать новые ниши и каналы продаж, а также продолжать замещать долю импорта, считает господин Фролов. По мнению руководителя Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрея Дальнова, несмотря на то что Россия самодостаточна с точки зрения обеспечения продовольствием, в производстве говядины, молочных продуктов и овощей сохраняется возможность замещения импорта. «Удешевление курса национальной валюты повышает инвестиционную привлекательность проектов в этих отраслях. Кроме того, кризис существенно повышает вероятность перебоев в поставках данных продуктов. Так, говядина и молочные продукты доставляются издалека, например, из Латинской Америки, а в трудоемком производстве овощей возможны перебои, связанные с недостатком сезонных рабочих»,- рассуждает аналитик. По его оценкам, ситуация дает возможность для строительства молочных ферм мощностью 3 млн тонн сырья в год, около 60 тыс. га садов интенсивного типа, тепличных комплексов мощностью 200 тыс. тонн томатов и огурцов в год и свиноводческих предприятий на 100 тыс. тонн мяса в год, в том числе на Дальнем Востоке.

Как отмечает Михаил Фролов, из-за ограниченного внутреннего спроса ключевым драйвером роста АПК продолжит быть экспорт. Мощную поддержку от снижающегося курса рубля получат производители зерна, масличных и продуктов их переработки, а также рыбы и морепродуктов, перечисляют в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Их продукция становится более конкурентоспособной на мировом рынке, при этом РФ находится ближе к импортирующим регионам Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, чем большинство мировых экспортеров, и менее подвержена риску разрыва глобальных производственно-сбытовых цепочек, считают там. По оценкам Минсельхоза, ключевым драйвером роста экспорта станет масложировая продукция, что потребует роста урожайности, расширения посевных площадей и строительства новых перерабатывающих мощностей. Так, до 2024 года в России будут введены новые маслоэкстракционные заводы суммарной мощностью 2,6 млн тонн соевых бобов в год, указывают аналитики Россельхозбанка.

В PwC ждут, что участники аграрного рынка будут стремиться повышать конкурентоспособность своей продукции, диверсифицировать цепочки поставок, усиливать вертикальную интеграцию, переходить на российские семена, средства защиты растений и генетический материал, оптимизировать затраты за счет внедрения IT, а также продвигать продукцию на внешних рынках. По словам Михаила Фролова, для инвесторов текущая ситуация является хорошим «окном возможностей», при снижении ЦБ ключевой ставки, стимулирующей компании брать кредиты, в АПК можно ожидать ряд сделок слияния и поглощения. Для новых инвесторов привлекательными будут оставаться сектора, ориентированные на экспорт или замещение импорта, говорит аналитик. А существующие игроки, отмечает он, скорее всего, будут рассматривать возможности вертикальной интеграции либо приобретать конкурентов по выгодной цене с потенциалом модернизации или иных стратегических задач. Управляющий партнер департамента финансового консультирования Deloitte в СНГ Александр Соколов согласен, что в инвестиционном плане привлекательность российского сельского хозяйства будет расти. В долгосрочной перспективе отрасль может даже заменить экспорт углеводородов, указывает он.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов ожидает, что падение доходов продолжит оказывать влияние на отрасль, а производители будут переходить на выпуск более дешевой продукции. Кроме того, последствием ажиотажного спроса на продукты длительного срока хранения (крупы, макароны и пр.) будет сокращение спроса на эту категорию на какое-то время, добавляет он. В глобальном масштабе, продолжает господин Сизов, сокращение доли HoReCa может привести к росту потерь продовольствия, так как ритейл и домохозяйства генерируют больше пищевых отходов, чем рестораны и пр., на десятки процентов.

Читайте также