Пандемия вируса COVID-19 и последовавшие за ней ограничения для ритейлеров уже оказали колоссальное влияние на все сферы потребительского сектора. Эксперты единодушны — чтобы хотя бы вернуться к докризисным показателям, рынку потребуется как минимум год. «Ъ» разбирался, как локдаун изменил потребительские привычки россиян и какие последствия ожидают различные сферы торговли после ковида.
Выбора у ритейлеров особо не было — введенные властями ограничения вынудили даже консервативно настроенных участников рынка экстренно переводить формат торговли из традиционной розницы в онлайн. Следствием этого стали невиданные еще относительно недавно изменения формата труда сотрудников: по истечении месяцев карантина многие федеральные сети анонсировали перевод своих офисных сотрудников на удаленный или совмещенный режим работы. На новый формат переводят в первую очередь
Ритейлеры в непродовольственной рознице также были вынуждены апробировать новые форматы работы магазинов и наладили новые способы доставки. В группе «М.
Несмотря на ажиотаж в супермаркетах крупных городов, к которому привела паника соотечественников на фоне новостей о надвигающейся пандемии — по данным Nielsen, в последние две недели марта 2020 года продажи продуктов выросли вдвое и даже на 17% превысили декабрьские показатели,- рынок продуктового ритейла ожидает самый скромный за последние годы рост. По самому пессимистичному прогнозу Infoline,
По самому пессимистичному сценарию Infoline весь рынок непродовольственной торговли в России сократится по итогам года на 5%, до 16,6 трлн руб., по оптимистичному — падение составит 1,8%, до 17,1 трлн руб.
В июле Росстат сообщил, что реальные располагаемые денежные доходы населения во втором квартале сократились на рекордные с 1999 года 8% в годовом выражении. К длительной рецессии в экономике готовятся и представители
Проблемы в экономике открывают торговым сетям новые возможности по выстраиванию долгосрочных отношений с поставщиками и более активному развитию собственных торговых марок (СТМ), считает представитель X5 Retail Group. До конца года они планируют увеличить долю СТМ в «Перекрестке» до 15% от общего объема, в «Пятерочке» — до 20%, продолжает он. С января по май продажи СТМ на российском
Безусловной частью реальности в мире после пандемии COVID в X5 Retail Group называют безопасность в качестве ключевого элемента анализа безубыточности и клиентского опыта. Чистота в точках продаж и минимизация контактов с кассирами или курьерами становится решающим фактором для выбора магазина у покупателей. Таким образом, пандемия ускорила постепенный отказ торговых сетей от кассиров в пользу терминалов самообслуживания. Сегодня в точках X5 Retail Group установлено более 2,5 тыс. касс самообслуживания, до конца года их количество увеличат на 9,5 тыс. устройств, рассказывает представитель компании. Группа компаний Uvenco, специализирующаяся на развитии вендинга, рассказывает, что
Замедление темпов роста рынка спровоцирует перераспределение долей среди участников, уверены в X5 Retail Group, указывая, что самыми востребованными в среднесрочной перспективе будут магазины у дома. «В соответствии с прогнозом к 2025 году доля пяти крупнейших сетей будет составлять около половины розничного рынка. Прежде всего будет уходить традиционная розница и снижаться доля менее эффективных региональных сетей»,- резюмирует представитель компании.
В отличие от продовольственных магазинов, которые теряли трафик
В группе «М.
Вместе с переходом на новую модель взаимодействия с потребителем меняется и роль традиционных магазинов — они становятся и местом размещения стока для оперативной работы с
В сегменте DIY трафик в первый месяц после снятия ограничений восстанавливался быстрее, чем у остальных участников