Пандемия вируса COVID-19 и последовавшие за ней ограничения для ритейлеров уже оказали колоссальное влияние на все сферы потребительского сектора. Эксперты единодушны — чтобы хотя бы вернуться к докризисным показателям, рынку потребуется как минимум год. «Ъ» разбирался, как локдаун изменил потребительские привычки россиян и какие последствия ожидают различные сферы торговли после ковида.

Выбора у ритейлеров особо не было — введенные властями ограничения вынудили даже консервативно настроенных участников рынка экстренно переводить формат торговли из традиционной розницы в онлайн. Следствием этого стали невиданные еще относительно недавно изменения формата труда сотрудников: по истечении месяцев карантина многие федеральные сети анонсировали перевод своих офисных сотрудников на удаленный или совмещенный режим работы. На новый формат переводят в первую очередь IT-персонал, HR-блок, а также закупщиков и логистов (за исключением фешен-ритейла). Например, одежный ритейлер «Обувь России» оставил часть офисного персонала в региональных подразделениях на удаленном режиме. Такие меры, поясняют в компании, уже позволили снизить траты на аренду.

Ритейлеры в непродовольственной рознице также были вынуждены апробировать новые форматы работы магазинов и наладили новые способы доставки. В группе «М.Видео-Эльдорадо» коллаборации и партнерские проекты также называют одним из важных трендов года. Так, компания договорилась о доставке собственных товаров через сеть постаматов в магазинах «Пятерочка». А крупный продавец спортивных товаров «Спортмастер» открыл собственную витрину у одежного маркетплейса Ozon.

Потребление низких цен

Несмотря на ажиотаж в супермаркетах крупных городов, к которому привела паника соотечественников на фоне новостей о надвигающейся пандемии — по данным Nielsen, в последние две недели марта 2020 года продажи продуктов выросли вдвое и даже на 17% превысили декабрьские показатели,- рынок продуктового ритейла ожидает самый скромный за последние годы рост. По самому пессимистичному прогнозу Infoline, FMCG-ритейл год к году вырастет в деньгах на 1,2% до 16,3 трлн руб., по самому позитивному — рост составит 4,3%, до 16,8 трлн руб. Базово аналитики ожидают, что рынок продуктового ритейла вырастет на 2,4%, до 16,5 трлн руб. Из-за карантинных мер и режима самоизоляции продуктовые ритейлеры сделали ставку на дистанционные продажи, до этого занимавшие незначительную долю в общей выручке. Первый квартал года привел к резкому росту продаж в продуктовых интернет-магазинах, например, оборот входящего в X5 Retail Group Perekrestok.ru в этот период превысил 2 млрд руб.- это почти половина выручки площадки за 2019 год. О рекордном росте продаж в первые три месяца года отчитался и онлайн-ритейлер «Утконос» — по итогам полугодия этот показатель вырос на 66,2%, до 8,05 млрд руб. «Магнит», до сих пор не реализовавший возможность продаж собственных продуктов онлайн, в мае объявил о назначении на должность исполнительного директора сооснователя одежного маркетплейса Lamoda Флориана Янсена. Кроме него к «Магниту» присоединились и пять топ-менеджеров Lamoda. После долгосрочного падения оборота восстановила рост в России и Metro — выручка ритейлера в первом квартале увеличилась на 11,3%, до €637 млн.

По самому пессимистичному сценарию Infoline весь рынок непродовольственной торговли в России сократится по итогам года на 5%, до 16,6 трлн руб., по оптимистичному — падение составит 1,8%, до 17,1 трлн руб.

В июле Росстат сообщил, что реальные располагаемые денежные доходы населения во втором квартале сократились на рекордные с 1999 года 8% в годовом выражении. К длительной рецессии в экономике готовятся и представители FMCG-отрасли, сообщая, что в ближайшем будущем потребление продолжит смещаться в более низкий ценовой сегмент. «Ситуация с коронавирусом изменит индустрию продуктового ритейла. Она создала для нас как серьезные вызовы, которым нам необходимо соответствовать, так и новые возможности… На фоне снижения доходов найти своего покупателя сможет формат хард-дискаунтеров, который мы готовимся пилотировать»,- комментирует представитель X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»).

Проблемы в экономике открывают торговым сетям новые возможности по выстраиванию долгосрочных отношений с поставщиками и более активному развитию собственных торговых марок (СТМ), считает представитель X5 Retail Group. До конца года они планируют увеличить долю СТМ в «Перекрестке» до 15% от общего объема, в «Пятерочке» — до 20%, продолжает он. С января по май продажи СТМ на российском FMCG-рынке в денежном выражении выросли на 15,4%, что почти втрое превышает динамику до пандемии COVID-19, недавно подсчитали аналитики Nielsen. Оборот брендовых продуктов питания за этот период увеличился на 4,8%, а непродовольственных товаров сократился на 0,8%.

Ставка на самообслуживание

Безусловной частью реальности в мире после пандемии COVID в X5 Retail Group называют безопасность в качестве ключевого элемента анализа безубыточности и клиентского опыта. Чистота в точках продаж и минимизация контактов с кассирами или курьерами становится решающим фактором для выбора магазина у покупателей. Таким образом, пандемия ускорила постепенный отказ торговых сетей от кассиров в пользу терминалов самообслуживания. Сегодня в точках X5 Retail Group установлено более 2,5 тыс. касс самообслуживания, до конца года их количество увеличат на 9,5 тыс. устройств, рассказывает представитель компании. Группа компаний Uvenco, специализирующаяся на развитии вендинга, рассказывает, что из-за опустевших бизнес-центров и ограничений на перемещение граждан в апреле оборот от вендинга обвалился на 70%. Оставшись без привычного канала продаж, компания начала устанавливать автоматы, продающие средства индивидуальной защиты (СИЗы), а также апробировала работу автоматов в жилых домах и коттеджных поселках.

Замедление темпов роста рынка спровоцирует перераспределение долей среди участников, уверены в X5 Retail Group, указывая, что самыми востребованными в среднесрочной перспективе будут магазины у дома. «В соответствии с прогнозом к 2025 году доля пяти крупнейших сетей будет составлять около половины розничного рынка. Прежде всего будет уходить традиционная розница и снижаться доля менее эффективных региональных сетей»,- резюмирует представитель компании.

Разделения между онлайн- и офлайн-каналами больше нет

В отличие от продовольственных магазинов, которые теряли трафик из-за закрывшихся на несколько месяцев торговых центров и опустевших деловых кварталов, участники непродовольственного ритейла оказались лишены основного канала продаж — традиционных магазинов. Доля офлайн-продаж во многих отраслях непродуктового ритейла превышала 80%, а некоторые его участники, например, продавцы люксовых марок одежды, не имели до весны 2020 года собственного онлайн-канала продаж. По самому пессимистичному сценарию Infoline весь рынок непродовольственной торговли в России сократится по итогам года на 5%, до 16,6 трлн руб., по оптимистичному — падение составит 1,8%, до 17,1 трлн руб. Базовый прогноз — снижение на 3,7% год к году, до 16,8 трлн руб., полагают аналитики.

В группе «М.Видео-Эльдорадо», решившей не выплачивать оставшуюся часть дивидендов за 2019 год, настаивают, что пандемия окончательно стерла грань между покупателями онлайн и офлайн — этих каналов больше не существует отдельно друг от друга. «В сегменте бытовой техники и электроники мультиканальных покупателей уже более 70%, и их число продолжает расти»,- комментирует представитель компании.

Вместе с переходом на новую модель взаимодействия с потребителем меняется и роль традиционных магазинов — они становятся и местом размещения стока для оперативной работы с онлайн-покупками, и шоурумами, и местами выдачи онлайн-заказов, уверены в «М.Видео-Эльдорадо». В июле ритейлер также наблюдал ускорение роста продаж; это происходило не только из-за продолжающихся снятий ограничительных мер в регионах и реализации отложенного спроса, но и значительного снижения внутреннего и внешнего туризма, позволившего потребителям перераспределить часть расходов, в том числе в пользу товаров длительного пользования.

Ремонт вместо путешествий

В сегменте DIY трафик в первый месяц после снятия ограничений восстанавливался быстрее, чем у остальных участников non-food-ритейла — с 29 июня по 5 июля shopping index (количество покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) полностью восстановился относительно аналогичного периода прошлого года, приводила данные Watcom Group. Во время ограничений ритейлеры сообщали о волнообразном росте спроса на дачные товары — оставшиеся без возможности путешествовать россияне начали инвестировать в обустройство собственных балконов и дач. Например, у Leroy Merlin в апреле на 30% год к году выросли продажи садовой мебели. Гендиректор сети «Петрович» Евгений Мовчан отмечает перераспределение спроса: вместе с весенним падением спроса на базовые стройматериалы — смеси, газобетон, перегородки и пр.- россияне обратили внимание на товары для обустройства дома, сада и загородного строительства. В Infoline ожидают, что DIY-рынок по итогам года сохранит свои прошлогодние показатели в деньгах — 1,5 трлн руб., господин Мовчан уверен, что объем рынка по итогам года снизится: после скачка в продажах отрасль ждет затяжное падение.

Читайте также