Распространение коронавирусной инфекции как в мире, так и непосредственно в России обеспечило отечественному фармацевтическому рынку не только дополнительные продажи, но и принесло ряд неожиданных проблем. Воодушевленные ажиотажным спросом в первом квартале аптечные сети столкнулись с резким падением объемов реализации в последующие месяцы. В совокупности с традиционно низкими продажами в летний период эта ситуация может оказаться для фармацевтической розницы критичной и повлечь за собой череду банкротств.

Вирусный спрос

Еще в январе 2020 года, когда в России не было зафиксировано ни одного официального случая заболевания COVID-19, но при этом СМИ активно сообщали о росте заболеваемости в других странах, фармацевтическая розница столкнулась с наплывом запаниковавших потребителей. Они спешили закупиться масками и антивирусными средствами. Крупные аптечные сети, такие как «Эркафарм» («Доктор Столетов», «Озерки»), «Ригла» («Ригла», «Будь здоров!», «Живика») и «36,6» («36,6» и «Горздрав»), фиксировали рост продаж соответствующих товаров год к году на 50–80%.

В частности, в «Эркафарме» с середины января на 80% подскочили продажи противовирусных средств. В «36,6» только за одну неделю с 23 по 27 января объем реализации аналогичной группы препаратов вырос на 50%, а масок — в 13 раз. В восемь раз к концу января выросли продажи масок в «Ригле». «Был момент, когда маски стали самым востребованным аптечным товаром»,- говорит гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов.

В конце марта аптечные сети столкнулись со второй волной ажиотажного спроса, вызванного в этот раз падением рубля и опасением со стороны покупателей, что препараты подорожают или вообще исчезнут из продаж. В результате, по данным DSM Group, продажи фармацевтической розницы в этом месяце выросли на 46,4% год к году и на 26,3% к февралю. При этом изменилась и структура продаж. Снижение доходов из-за режима изоляции вынудило потребителей приобретать самые дешевые лекарства, в результате чего доля препаратов в ценовом сегменте до 50 руб. выросла в марте на 4 процентных пункта (п. п.), в апреле — еще на 1 п. п.

В результате прирост продаж в аптечных сетях в первом квартале, как констатируют аналитики, оказался одним из самых значительных за последние несколько лет. Аптеки реализовали 1,5 млрд упаковок лекарств на сумму 319,9 млрд руб., что выше аналогичного периода 2019 года на 13,2% и 25,3% соответственно. Несмотря на высокие темпы прироста в крупных сетях, совокупная доля 30 крупнейших игроков фармацевтической розницы впервые за последние несколько лет сократилась с 64% годом ранее до 62,3%. В условиях распространения COVID-19 многие компании перешли на удаленный режим работы еще в марте, и потребители стали посещать аптеки, находящиеся ближе к дому, поясняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. А они в свою очередь не всегда принадлежали крупным федеральным фармритейлерам, добавляет эксперт.

По итогам первого полугодия 2020 года производство лекарств в России выросло на 24%, до 232 млрд руб., и на 18,3%, до 2,5 млрд упаковок. Наибольшая динамика была зафиксирована в июне. Так, в натуральном выражении производство препаратов увеличилось на 69,5%, что, по данным RNC Pharma, стало крупнейшим показателем за последние десять лет

Однако второй квартал оказался менее благоприятным для всех представителей фармацевтической розницы, так как уже в апреле в аптечных сетях последовал не менее резкий спад продаж. По данным DSM Group, объем реализации сетей сократился в натуральном выражении на 2,5% год к году и на 29% к марту. Это связано как с тем, что, закупившись в марте, потребители создали товарные запасы на недели вперед, так и с отсутствием доходов из-за режима изоляции и необходимостью экономить на всем, включая товары аптечного ассортимента. По итогам полугодия сетям все-таки удалось нарастить продажи — на 13,9% в денежном и 3,1% в натуральном выражении. Но положительная динамика была достигнута только благодаря мартовскому ажиотажному спросу, отмечают в DSM Group. В мае падение в упаковках продолжилось и составило 12% год к году, в июне — 8,9%. Ситуация усугубляется тем, что летний период традиционно отличается низкими продажами. Это в свою очередь может стать дополнительным вызовом для небольших аптечных сетей и одиночных точек, которые и так стали испытывать трудности, после того как в 2018 году дистрибуторы стали требовать банковских гарантий для обеспечения поставок. Кроме того, из-за девальвации рубля дистрибуторы еще в апреле подняли цены на 10–15%, чтобы суметь закупить следующие партии уже с учетом подорожания. А с учетом того, что в апреле началось падение спроса на аптечный ассортимент, не сумевшие реализовать товар и, соответственно, заработать достаточное для следующих закупок количество средств небольшие сети могут оказаться под угрозой банкротства и ухода с рынка.

Напроизводители

Всплеск продаж в аптечных сетях не мог не привести к трудностям у производителей лекарств и медизделий. Российские компании находятся в острой зависимости от импортных субстанций — по данным RNC Pharma, около 80% выпускаемых в стране лекарств производится из импортного сырья.

Для того чтобы удовлетворить повышенный потребительский спрос на лекарства, их производителям необходимо было наращивать объемы выпуска и, соответственно, импорта субстанций. По данным RNC Pharma, с января по май 2020 года поставки активных фармацевтических ингредиентов выросли на 54%, до 87,3 млрд руб., и на 25%, до 7,3 тыс. т год к году. При этом география поставок претерпела существенные изменения. Наибольшую динамику продемонстрировали Малайзия, объем импорта субстанций из которой вырос в 12,9 раза, Мексика (в 6,4 раза) и Макао (в 4,4 раза). Это было связно с тем, что ряд стран, включая Индию, откуда импортировалась существенная доля сырья, приостанавливал поставки в другие страны, чтобы удовлетворить в первую очередь собственные нужды.

По итогам первого полугодия 2020 года производство лекарств в России выросло на 24%, до 232 млрд руб., и на 18,3%, до 2,5 млрд упаковок. Наибольшая динамика была зафиксирована в июне. Так, в натуральном выражении производство препаратов увеличилось на 69,5%, что, по данным RNC Pharma, стало крупнейшим показателем за последние десять лет. При этом объемы производства и продажи фармкомпаний росли не только благодаря повышенному потребительскому спросу в аптечных сетях. Минздрав разработал перечень препаратов, эффективных, по его мнению, при лечении COVID-19. В этот список вошли 13 международных непатентованных наименований (МНН). Среди них — лопинавир + ритонавир, применяемый в терапии ВИЧ-инфекции, противовирусный умифеновир, препараты для пациентов с ревматоидным артритом тоцилизумаб и гидроксихлорохин.

Все эти лекарства закупались государством для лечения пациентов с заболеваниями, для которых эти препараты непосредственно предназначаются. Но из-за пандемии и того, что они начали применяться пациентами с COVID-19, госзакупки их резко возросли. Наибольшую динамику продемонстрировал гидроксихлорохин, который при первых же упоминаниях о его эффективности против коронавируса в СМИ потребители немедленно начали скупать в аптеках.

По данным Headway Company, за пять месяцев 2020 года объем госзакупок гидроксихлорохина вырос год к году в 30 раз, до 188,5 млн руб. Оригинальное лекарство с таким МНН реализуется под брендом «Плаквенил» и принадлежит французской Sanofi. Однако из общей суммы госзакупок гидроксихлорохина на «Плаквенил» пришлось лишь 8,5 млн руб. Большая часть средств — 170 млн руб.- была потрачена на российский аналог, разработанный «Биокомом» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова).

При этом компания столкнулась с дефицитом необходимых для производства субстанций. В России гидроксихлорохин был включен в перечень препаратов, эффективных в лечении COVID-19, только в марте, напоминает гендиректор управляющей организации ЗАО «Биоком» — АО «Фарм-Центр» Сергей Клыков. К этому времени в этих целях гидроксихлорохин использовали 16 стран, отмечает топ-менеджер. В результате субстанция была доступна лишь в небольших объемах, при этом цены на нее выросли в три-пять раз.

Общая сумма госзакупок препаратов, рекомендованных Минздравом для лечения COVID-19, за пять месяцев достигла 8,9 млрд руб.- в 2,5 раза больше, чем годом ранее.

Помимо наращивания объемов производства лекарств против коронавирусной инфекции, российские фармкомпании активно стали подключаться к мировой гонке по созданию вакцины от COVID-19. Как заявляла в мае Татьяна Голикова, в России ведется разработка 47 вакцин. Наиболее перспективной считается вакцина Минобороны, создание которой ведется в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи. 11 августа разработанная центром Гамалеи вакцина была зарегистрирована в российском госреестре лекарств и стала первой вакциной против коронавируса в мире. Поступить в гражданский оборот она должна 1 января 2021 года.

Предполагается, что производство будет осуществляться на мощностях «Р-Фарм» Алексея Репика и холдинга Alium, входящего в АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Созданием еще одной вакцины в партнерстве с Biocad (на 30% принадлежит «Фармстандарту» Виктора Харитонина) занимается государственный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». При этом партнеры существенно отстают от НИЦ Гамалеи и АФК — в конце июля «Вектор» только начал клинические испытания своей вакцины.

Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов полагает, что стоимость вакцины против коронавируса будет сопоставима с ценой вакцины для профилактики гриппа и составит около 500 руб. за дозу. Господин Беспалов также отмечает, что вложения «Биннофарма» в дооснащение производства необходимым оборудованием будут незначительными и в условиях гарантируемого спроса на выпускаемую продукцию с легкостью окупятся. Таким образом, в случае выпуска «Биннофармом» обещанных 1,5 млн доз в год доход от их реализации может достигнуть не менее 750 млн руб.

Тест на прибыль

Наращивание объемов производства лекарств, рекомендованных к лечению коронавирусной инфекции, а также разработка вакцин стали не единственными задачами фармкомпаний. Многие из них, в частности, «Нанолек» Владимира Христенко, принадлежащий «Фармстандарту» «Генериум» и другие, озадачились выпуском тест-систем на выявление коронавируса. Те в свою очередь стали использовать российские частные клиники, для которых проведение соответствующих исследований пациентам стало едва ли не основным источником дохода в разгар пандемии.

В разгар режима обязательной самоизоляции с начала апреля по конец мая ежемесячные обороты частных многопрофильных клиник упали на 80%, стоматологических — на 90%. Такие данные по рынку приводит клиника «Медицина» Григория Ройтберга. Это связано с тем, что потребители, которые в условиях ограничений могли покидать дома только по бытовым нуждам, отложили плановые визиты и обследования, а стоматологиям вообще было запрещено вести прием, кроме как в экстренных случаях.

Данные подтверждают и другие игроки рынка частной медицины. Так, по словам директора по коммерческой деятельности и маркетингу «Медси» Аллы Канунниковой, в период ограничений на передвижение загрузка клиник упала на 80%. Значительно сократилась выручка, в то время как затраты на содержание зданий и зарплаты сотрудникам остались на прежнем уровне, добавляет госпожа Канунникова. Ранее, по ее словам, средний месячный оборот «Медси» достигал 2 млрд руб., а в апреле составил менее 1 млрд руб.

Сергей Шуляк сомневается в том, что большей части частных клиник удастся вернуться к прошлогодним показателям в этом году. Летний период традиционно отличается низким спросом и на медицинские услуги, что накладывается на падение оборота в апреле и мае, указывает он. В результате, по прогнозам эксперта, по итогам 2020 года оборот частного медицинского сектора, скорее всего, покажет отрицательную динамику год к году.

Тем не менее, несмотря на падение пациентского потока, большинству крупных частных клиник по итогам полугодия удалось нарастить обороты год к году. Во время действующих ограничений на передвижение граждан клиники запустили тестирование на коронавирусную инфекцию, которые и помогли им заработать. По словам заместителя гендиректора «Хеликс» Дарьи Горякиной, начиная с апреля эта услуга остается наиболее востребованной, обогнав даже традиционно пользовавшийся высоким спросом общий анализ крови. Всего крупные компании, включая «Хеликс», «Гемотест», «Медси» и других, провели более 1,5 млн исследований методом ПЦР и на антитела. Это позволило медучреждениям заработать около 3 млрд руб., исходя из того, что в зависимости от вида стоимость услуги в этих сетях в Москве находится в диапазоне от 850 до 4,95 тыс. руб. за один тест.

Читайте также