Индустрия моды в период пандемии коронавируса ожидаемо оказалась в числе наиболее уязвимых отраслей. Производства пострадали от отмены или приостановки заказов, что привело, в свою очередь, к массовым увольнениям и закрытию фабрик, а введение режима самоизоляции — к резкому снижению числа покупателей в первой половине 2020 года. При нарастающих убытках некоторым компаниям уже, очевидно, не удастся преодолеть этот кризис. О росте по итогам года практически никто не задумывается, признавая, что удачей будет хотя бы возможность удержать бизнес на плаву. Но при этом пандемия стала катализатором глобальных перемен в индустрии моды. Чтобы выжить, ей придется заново изобрести себя.
Испанская компания Inditex Group (управляет брендами Zara, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Oysho и Pull & Bear) была вынуждена
Это общемировая тенденция: резкого роста продаж
Локдаун пережили не все, вынужденная остановка буквально добила те компании, которые и до пандемии испытывали трудности, накапливающиеся годами. В этом смысле показателен пример американского ритейла, где первой громкой жертвой стала сеть магазинов одежды и обуви J.Crew. О банкротстве также заявили старейший американский универмаг Lord & Taylor, сеть люксовых универмагов Neiman Marcus (основан в 1907 году), бренд деловой одежды с
В России пандемию не пережили бренды Alexander Terekhov и Terekhov Girl, о закрытии которых владелица компании «Русмода» Оксана Лаврентьева сообщила в конце июня. По оценке генерального директора Fashion Consulting Group Анны
В поствирусной экономике моды новыми победителями могут стать небольшие местные бренды, ориентированные непосредственно на осознанного потребителя
Влияние кризиса и закрытия границ ощутили все без исключения. Однако решающее воздействие на индустрию моды окажут внутренние трудности в странах, занимающих центральное место в цепочке поставок, таких как Китай и Италия (были поражены
Согласно докладу «Риск, устойчивость и ребалансировка цепочек добавленной стоимости», выпущенному McKinsey Global Institute, экономический ущерб от стодневного локдауна превысил последствия глобального вооруженного конфликта или мирового финансового кризиса втрое. В марте крупные бренды начали массово отзывать свои заказы у бангладешских производителей до конца июня. В общей сложности было отменено или приостановлено заказов на сумму $3,5 млрд, по данным Ассоциации производителей и экспортеров одежды Бангладеш.
Для брендов ситуация с остановкой производств была не менее тяжелой, чем остановка продаж. «Одним из вызовов пандемии для дизайнеров стала остановка производства тканей,- говорит дизайнер Виктория Андреянова, бренд Victoria Andreyanova.- После же открытия фабрик внезапно наступил август, священный для европейцев месяц отпусков. В нашем экспериментальном цехе коллекция
Создатель российского бренда аксессуаров и одежды
Мода — вторая по величине индустрия, ответственная за загрязнение окружающей среды. Стремясь постоянно увеличивать продажи, дизайнеры выпускали коллекцию за коллекцией, наращивая производство и жертвуя качеством продукции и sustainability. Чрезмерное потребление и два десятилетия
Логично, что во время пандемии разговоры об экологичности моды и устойчивости развития компаний усилились. Так, бренд COS стал партнером
Развитие
По обороту среди
По словам Анны
Во время локдауна бренды начали использовать продажи через стриминг в социальных сетях. Функция шопинга встраивается прямо в трансляцию, а купить товар можно в один клик. Успешным примером стало китайское подразделение Louis Vuitton. В День Святого Валентина
Продолжает меняться и сам процесс продаж — людей не подталкивают к бренду, а вовлекают в его ценности и культурное пространство. Бренд транслирует свое отношение к музыке, искусству, и люди приходят к нему, так как разделяют эти интересы. Продажи — побочное следствие.
В online мигрировали не только продажи, но и священные для индустрии недели моды. Так, Неделя высокой моды в Париже впервые прошла в виртуальном формате. Модные дома представляли результаты работы, проделанной на карантине, с помощью видео, публиковавшихся на сайте французской Федерации высокой моды и
Для байеров появились цифровые шоурумы. «Nob Showroom в Париже, в котором Red September регулярно представляет новые коллекции, впервые перешел в виртуальный формат,- рассказывает Ольга Васюкова, дизайнер Red September.- Байеры, которые не смогли приехать в Париж во время пандемии и сделать заказы нового сезона, могли, сидя за компьютером, „пройтись“ по шоуруму, изучить коллекцию и сделать заказ. Также для этого мы впервые сделали видеокаталог новой коллекции, чтобы байер имел полное представление о вещах и процесс виртуального выбора был легче и понятнее. Этот эксперимент дал очень хорошие результаты, и в дальнейшем мы планируем развивать эти идеи».
Развитие получила цифровая одежда. Так, во время виртуальной Недели моды в России Регина Турбина представила
Дизайнеры на карантине также осваивали новые цифровые инструменты. Виктория Андриянова рассказывает, что во время самоизоляции команда активно работала в видеочатах и выработала систему дистанционной отчетности: «Мы впервые проектируем презентацию новой коллекции в 3D с участием моей дочери, дизайнера Елизаветы Костюковой. Мы на пороге запуска нового сайта».
В изучение Marvelous Designer, CLO3D и 3Ds Max, что означает более легкое моделирование одежды, возможность увидеть будущую модель реалистично и пропускать как минимум этап производства образцов или делать его более точным, ушла студия дизайна Radical Chic. «Это новые возможности в текстильном дизайне»,- говорит Александра Калошина.
По словам Евгении Линович, дизайнера Masterpeace, состояние индустрии до конца года определит ситуация с пандемией и курсом евро. «Если курс будет расти, но второй длительной волны карантина не будет, я прогнозирую рост. Сильные бренды с идей и лояльными клиентами выживут, а
Зарубежные аналитики прогнозируют, что в поствирусной экономике моды новыми победителями могут стать небольшие местные бренды, ориентированные непосредственно на осознанного потребителя, который будет задаваться вопросом: что мне действительно нужно, чтобы жить и чувствовать себя хорошо? «Именно пандемия показала, что будущее за уникальными и аутентичными марками,- рассуждает дизайнер ODOR Никита Калмыков.- Ориентируясь на спрос и глобальную ситуацию, мы поняли главное — продолжать четко следовать своему ДНК и принципам бренда». По его словам, в постлокдаун клиенты ждут необычных качественных вещей. «Мы окончательно отказываемся от гендерной трактовки на этапе дизайна вещей, продолжаем работать над четкостью ассортимента. Впервые делаем презентацию в Токио»,- рассказал он.
По мере диджитализации ритейла роль розничных магазинов продолжит меняться. Флагманские локации останутся для поддержания имиджа бренда, но большинство физических локаций, скорее всего, будут меньше по размеру, продавать товары, адаптированные для данного региона, и выдавать