Пандемия подтолкнула банковский сектор к решению новых задач, масштабированию удаленных технологий, переосмыслению прежнего формата работы и продуктовой линейки. Новый опыт позволит банкам ускорить планы по цифровизации и расширению вложения средств в
Банки, как и аптеки и продовольственные магазины, продолжали свою работу после того, как президент России Владимир Путин в конце марта объявил о начале «нерабочей» недели в стране. По рекомендации ЦБ кредитные организации в первые дни карантина работали по режиму новогодних праздников. У основной части сети банковских отделений двери остались открытыми, они продолжали принимать посетителей с учетом санитарных требований, в то время как часть отделений временно закрылась. При этом посещаемость офисов упала значительно меньше, чем ожидалось, отметили в Райффайзенбанке. Так, в апреле трафик сохранялся на уровне 50% от докарантинного, значимой разницы между Москвой и регионами не было.
Тем не менее банкам пришлось в больших масштабах переводить десятки тысяч сотрудников на удаленный режим работы, масштабировать дистанционное банковское обслуживание для клиентов и одновременно управлять возникающими банковскими рисками. У банков уже был опыт удаленной работы для ограниченной части персонала, но во время пандемии на удаленный режим работы переводились целые отделы и подразделения головных офисов кредитных организаций. Впрочем,
У российских банков была возможность посмотреть, как эпидемия развивалась до начала апреля в других странах. «Мы могли в определенной мере спрогнозировать и снижение клиентского потока, и поведение потребителей. Некоторые из первых прогнозов, которые мы делали еще в марте, рисовали более тяжелую картину, и мы были готовы к более негативному
Опыт пандемии кардинально не поменяет направление развития банковского сектора — банковские продукты и так уходили в цифровые каналы, но очевидно, что это движение ускорится, в том числе потому, что пандемия повлияла и на привычки людей
Одновременно с этим банкам пришлось пойти на непредвиденные расходы, чтобы обеспечить защиту здоровья как клиентов, так и сотрудников. Чтобы соблюсти санитарные нормы, банки закупали медицинские маски, перчатки и другие средства индивидуальной защиты, а также дезинфицирующие средства, наносили разметку дистанцирования в отделениях, устанавливали защитные стекла на окна обслуживания, усиливали программное обеспечение и укрепляли
Еще до пандемии большая часть игроков банковского рынка уже закладывала в свои стратегические планы развитие и совершенствование цифровых инфраструктур и
В Сбербанке указывают, что одним из наиболее важных сервисов, которыми пользовались клиенты в период кризиса, была
Банкиры считают, что подошли к этому кризису с точки зрения ресурсов более подготовленными, нежели в 2008 и 2014 годах. Как указывают в «Уралсибе», предыдущие кризисы снизили аппетит банкиров к риску. И сейчас важнейшую роль сыграли накопленные запасы капитала и ликвидности. Такую же оценку дает и ЦБ. У банков «есть все возможности этот период пройти спокойно… с учетом наших мер по регуляторным послаблениям и, если нужно, по предоставлению ликвидности», отмечала еще в начале апреля глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Тогда регулятор оценивал запас по капиталу банков в 5 трлн руб. Сжатие спроса на кредиты, ограничения
Но пока банкиры предпочитают с осторожностью говорить даже о ближайшем будущем, поскольку многое зависит от развития эпидемиологической ситуации в стране. Сложно прогнозировать, будет ли вторая волна
Во многом наблюдаемый рост потребительского кредитования во время пандемии был связан с ипотекой. Этому способствовало запущенное в апреле субсидирование ипотечных ставок (программа льготной ипотеки под 6,5% до 1 ноября 2020 года). Во время пандемии развивались удаленные каналы продажи банковских продуктов, в том числе доступность ипотеки. Банки предоставляли возможность не только подачи заявки онлайн, но и полного цикла заключения сделки, выдачи ипотечного кредита полностью в цифровом виде без посещения банковского отделения.
И до пандемии большинство крупных банков рассматривали планы по оптимизации сетей отделений. Теперь у ряда из них появились планы по открытию офисов нового формата, которые далеки от облика традиционных банковских отделений. А вынужденно резкий и масштабный перевод банковских сотрудников на удаленный режим работы привел к тому, что банкиры задумались об организации гибридного режима работы, оценив все плюсы и минусы такого формата. В организационном смысле работа в новых условиях не нанесла
Гибридный график будет в
Способность быстро перестроиться, обеспечить непрерывность деятельности и обслуживания клиентов, адаптироваться к быстро меняющейся ситуации, наверное, будет «навыком первой необходимости» банков и в дальнейшем, полагают в «Уралсибе». Ситуация с
Сейчас многие банки более активно инвестируют в цифровизацию
Дальнейшая цифровизация многих бюрократических профессий в перспективе может помочь банкам «экономить значительную часть фиксированных расходов», говорит господин Горшков. По его мнению, «потребность в больших офисах может теперь заметно сократиться». Уже во время пандемии новый тип офиса представили
Пандемия вместе с макроэкономическим ландшафтом обостряет конкуренцию финансовых институтов за клиентов и смещает фокус в сторону трансакционных доходов. «В перспективе нескольких лет на рынке усилится концепция платности качественного банковского сервиса. Начнет развиваться сегментация клиентской базы, будут более активно вводиться дифференцированные тарифы»,- полагает господин Шинин. Таким образом, потребители станут постепенно приучаться к тому, что за банковское обслуживание, как за любой сервис, надо платить, а бесплатных услуг будет становиться все меньше и меньше.