Мы живем в гиперсвязанном мире, мире больших данных, автоматизации производственных процессов, цифровой логистики и персонализации как на стороне спроса, так и предложения. Технологии прослеживаемости, цифровые двойники, беспилотная техника в горнорудной шахте, умные датчики дают возможность накапливать большие данные, моделировать и прогнозировать сложные, неструктурированные процессы. В чем могут быть эффекты и возможности цифровых технологий — маркировки товаров, интернета вещей, искусственного интеллекта, рассказывает Александр Чулок, кандидат экономических наук, директор Центра
Один из ключевых трендов нашего мира — бурное развитие информационных технологий, которое мы наблюдали за последнее десятилетие.
Что интересно, в России сегодня развитие цифровых сервисов в ряде аспектов опережает даже ведущие страны. По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, по проникновению интернета россияне не уступают США (83% и 82% соответственно). Около 12% работающих россиян заняты в профессиях, которые связаны с ИКТ. Более 80% крупнейших компаний, по данным опроса Ассоциации менеджеров, видят в тотальной цифровизации окно возможностей на горизонте до 2025 года. В последние годы в нашу жизнь вошли такие инновации, как множественность операций в мобильных банках и система быстрых платежей, оплата по
Возросший спрос государства как экономического агента на открытость ведения бизнеса, прозрачность деятельности компаний, эффективную собираемость налогов во многом является драйвером применения технологических инноваций. К этому добавляется роль пандемии, которая ускорила процессы трансформации от сугубо экономических характеристик успешности стран, таких как ВВП на душу населения, к социальным, экологическим и этическим ценностям. Для того чтобы их поддерживать и контролировать соблюдение, нужны новые инструменты и механизмы. И в XXI веке — это в первую очередь цифровые.
Если в советское время вам было достаточно того, что у вас есть куртка, то теперь вы хотите знать, что ни одно животное не пострадало при производстве этой ткани, не использовался детский труд, не говоря уже о подлинности изделия
На входе эти инструменты потребляют «новую нефть» — данные, которые даже при современном уровне цифровизации уже во многом превышают текущие запросы самих пользователей. Мы сталкиваемся в своей практике с тем, что компании, например строительные или медицинские, банки, финансовые институты, сделав серьезные инвестиции в искусственный интеллект, интернет вещей, алгоритмы обработки больших данных, получив
Думаю, это временная ситуация, так как современный потребитель становится все более любознательным, он хочет знать, что он ест и пьет, во что он одевается, где живет,- растет спрос на персонализацию и прозрачность. Например, если в советское время вам было достаточно того, что у вас есть куртка, то теперь вы хотите знать, что ни одно животное не пострадало при производстве этой ткани, не использовался детский труд, не говоря уже о подлинности изделия. В России начинается воспитание требовательного потребителя, для которого информация о продукте или услуге тоже значимая часть общей ценности. Именно такому потребителю может быть полезна, например, цифровая маркировка — она позволяет отследить, легально ли бы введен товар в продажу и из тех ли материалов он был произведен, которые указаны на упаковке.
Все эти тренды носят глобальный характер, а для глобальных трендов характерна неизбежность. Тотальная цифровизация, таким образом, неизбежна.
Добросовестные производители и раньше находили возможность донести месседж о качестве своей продукции до потребителя: через систему опросов и постоянного мониторинга уровня удовлетворенности своей продукцией, сеть постгарантийного обслуживания
Например, цифровые двойники предприятий позволяют реальным компаниям моделировать наиболее адекватные решения, минимизировать риски (в том числе риски для здоровья людей), маркировка товаров способствует более жесткому учету, регулированию оборачиваемости, ускорению сверок, ошибки в которых люди могут пропустить, а компьютеры — нет. Тот же электронный документооборот — это возможность моментальной связи с найденным контрагентом, а значит, формирование процесса поиска и налаживания связей с партнерами. Главное — чтобы цифровое решение не надо было дублировать оригиналом.
В дальнейшем мы можем увидеть решения более широкого плана, чем цифровая метка,- «умная упаковка», частью которой она может быть. Такая упаковка позволяет, например, не проверяя товар, показать, насколько качественно он хранился (пачка молока, к примеру, «покраснеет»). Это гораздо лучше простой даты срока годности — упаковка улавливает и показывает, сколько товар хранился вне холодильника, при какой температуре. При желании расскажет историю создания товара, а после его использования — станет снова частью природы благодаря способности к биоразложению.
Безусловно, система внедрения масштабных цифровых решений должна быть последовательной, разумной и адаптивной, основанной на чутких и четких системах обратной связи с бизнесом по принципу «не навреди». При внедрении любого новшества мы, конечно, должны обсуждать, есть ли альтернативы. Предстоящее десятилетие еще удивит нас многими технологическими инновациями.