Несмотря на рекордные темпы роста рынка российского e-commerce в 2019 году, до пандемии онлайн занимал менее 15% в структуре всей непродовольственной розницы. Разразившийся весной кризис ускорил развитие, в первую очередь, сегмента интернет-торговли. Месяцы ограничений на работу традиционной розницы и свободное перемещение людей вынудили перейти в онлайн даже самых консервативных покупателей и продавцов, сформировав новую привычку потребления у миллионов россиян и открыв новые каналы дистрибуции ритейлерам.

Так, заметное перераспределение спроса произошло у IKEA: спустя несколько месяцев после начала работы, год к году онлайн-продажи шведской компании выросли вдвое. Это происходит несмотря на отложенный спрос — например, кухни и гардеробы по-прежнему предпочитают смотреть перед покупкой — и на тот факт, что потребители банально соскучились за время самоизоляции. В самой IKEA приходят к выводу, что ряд потребителей предпочитает заказывать товары онлайн по соображениям безопасности, другие «распробовали» новый формат шоппинга и теперь не готовы от него отказаться.

Покупка на маркетплейсах стала новой нормой потребления в России. На рынке e-commerce успешно развиваются как крупные игроки, предлагающие товары практически во всех категориях — от одежды и спортивных товаров, до бытовой техники или продуктов питания, так и небольшие специализированные площадки. Последние предлагают широкий ассортимент не покидая своей ниши. Весной этого года собственный мебельный маркетплейс запустил Hoff, продовольственный X5 Retail Group воспользовался моментом и переориентировал ряд магазинов сети «Пятерочка» под работу в режиме dark store, что позволило ритейлеру стать самым крупным участником онлайн-FMCG розницы менее чем за месяц. В апреле—мае рост трафика на «Авито» составил более 30% год к году, позволив укрепить статус крупнейшей торговой площадки в сети с аудиторией в 50 млн уникальных посетителей в месяц. А количество объявлений о продаже как новых так и подержанных товаров за полгода выросло до 68 млн.

Производители и офлайн-ритейлеры, до этого не интересовавшиеся дистрибуцией через интернет оказались в безвыходном положении и были вынуждены заниматься развитием либо собственных проектов, что требует серьезных инвестиций и времени, которые уйдут на разработку, продвижение, настройку логистики и т. д., либо партнерством с существующими маркетплейсами. Так, год к году в апреле—мае количество профессиональных аккаунтов на «Авито» выросло на 15%, регистрация пользователя занимает несколько минут, что отличает площадку от других маркетплейсов. В некоторых категориях, таких как «Для дома и дачи» — b2c-продавцы уже занимают более 45% в общей структуре.

«Авито» продолжает развиваться как торговая площадка для умного потребления — жители все больше и больше проникаются и понимают идею шеринга — временного пользования — вещами

Ковид усилил и рост частоты покупок в интернете в целом. Во многом, это связано с экспансией онлайн-продаж продуктов питания — с 40 млрд руб. в 2019 году, до 135 млрд руб. («Infoline-Аналитика»), и с появлением лекарств в сегменте e-commerce, что было законодательно невозможно до весны 2020-го. Аналитики (Data Insight) приходят к выводу, что рост онлайн-торговли продолжается в крупных городах именно за счет частоты покупок, а в меньших городах и населенных пунктах — благодаря новой аудитории. Устойчивой тенденцией остается и использование мобильных устройств для шоппинга потребителями, что стимулирует компании инвестировать в создание функциональных и удобных приложений. По данным Data Insight, почти 30% всех онлайн-покупок уже совершаются именно с таких устройств; на «Авито» доля мобильного трафика занимает 80% от общего объема. Из-за непростой эпидемиологической обстановки весной этого года крупные непродовольственные интернет-ритейлеры смогли договориться и на время, в том числе, полностью отказались от приема наличных, кратно форсировав рост безналичных расчетов и работу по предоплате. Так была нарушена одна из особенностей рынка российской онлайн-торговли, где покупатель исторически предпочитал оплачивать товар только при его получении.

Вам посылка

Ограничение на свободное перемещение ускорило и развитие доставки дверь-в-дверь: до этого традиционно потребители выбирали самовывоз, не требующий необходимости подстраиваться под курьеров, и зачастую бесплатный. Мы запустили доставку в «Авито» в 2018 года, чтобы пользователи могли продавать свои товары вне зависимости от географии. Этой весной, в тот самый разгар, мы начали доставлять товары с помощью курьеров, летом к сети «Авито» из 37 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ) подключилась и возможность доставки для представителей среднего и малого бизнеса. Сегодня мы доставляем товары и от частных продавцов и компаний по 650 городам страны и более чем в 24 тыс, населенных пунктах, вместе с федеральными партнерами Boxberry, DPD, «Почта России», «Яндекс. Такси», Dostavista.

Технологическая гигиена

Архитектура платформы «Авито» выстроена таким образом, что все сделки безопасны как для продавцов, так и для покупателей, вне зависимости от территориального расположения сторон. Так, предоплаченные покупателем средства во время сделки замораживают до момента, пока она не окажется в руках у потребителя. Летом количество заказов с доставкой выросло в три раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Волнообразный рост интереса к онлайн-торговле во время кризиса привел к неизбежным проблемам с логистикой. В первые недели пандемии на большинство участников рынка электронной коммерции обрушился шквал жалоб из-за качества доставки. Тем не менее ритейлеры смогли приспособится к наплыву покупателей и успели исправить полученный негативный опыт: в июле аналитики Data Insight составили скорректированный прогноз развития российской интернет-торговли и пришли к выводу, что в течение ближайших пяти лет среднегодовой темп роста составит 33,2% — с 1,7 трлн руб. в 2019 году до 7,2 трлн руб. в 2024-м. Если бы не пандемия, органический рост с учетом инвестиций в развитие онлайн-торговли по итогам 2024 года был бы на 6 п.п. меньше — 5,6 трлн руб.

В то же время кризис только усугубил падение доходов россиян — во втором квартале года они сократились на 8% в годовом выражении (по данным Росстата). Этот фактор, а также не в меру волатильная валюта, вынуждают потребителей становиться еще избирательнее. Современный покупатель внимательнее соотносит цены на одни и те же товары, и начинает все больше интересоваться форматами off-price или жестких дискаунтеров. Об этом говорит и тот факт, что до конца года в стране планируется открытие сразу двух бюджетных торговых сетей от лидирующих игроков рынка продуктового ритейла.

«Авито» продолжает развиваться как торговая площадка для умного потребления — жители все больше и больше проникаются и понимают идею шеринга — временного пользования — вещами. Речь идет о таких товарах, как детские коляски — устройства стоимостью в 100 тыс. руб. через полгода использования выполняют свою функцию и возвращаются на нашу витрину. Тоже самое происходит с электроникой, мебелью, товарами для дома и дачи, винтажными вещами, и оборудованием для бизнеса — кофемашинами, генераторами, производственным оборудованием с ЧПУ и пр. Проведенные в самоизоляции месяцы дали возможность миллионам россиян распробовать шоппинг в Сети: итогам этого года аналитики ожидают как минимум 10 млн новых пользователей, регулярно совершающих покупки онлайн. В том числе из-за этого объем рынка российского e-commerce вырастет к 2024 году до 7,2 трлн руб. с 1,7 трлн руб. в 2019-м (прогноз Data Insight). Это на 4,4 трлн руб. выше аналогичного прогноза, составленного до пандемии. Таким образом, в ближайшие несколько лет граница между онлайн- и офлайн-торговлей будет становиться все незаметнее — интернет-ритейлеры будут наращивать свое присутствие офлайн, и наоборот.

Читайте также