Пандемия COVID-19 во многом повлияла на ускорение разработки и последующее внедрение многих IT-решений — от платформ удаленного доступа и средств коммуникации до продуктов на базе искусственного интеллекта, придав, таким образом, огромный импульс цифровой трансформации во всем мире. С какими сложностями пришлось справляться Intel, как работал антикризисный штаб компании и какие ее решения стали особенно востребованы в условиях самоизоляции, рассказала глава российского подразделения Intel Наталья Галян.

— Вернемся назад, к началу года, когда уже была полная неопределенность с тем, что будет дальше,- оказались закрытыми границы, разрушенными производственные цепочки и логистика, упала покупательная способность… С какими мыслями вы, как руководитель компании, здесь входили в пандемию?

— Начало пандемии однозначно было временем неопределенности, масштабов трагедии и сопутствующих экономических изменений тогда никто не осознавал. Многие бизнес-процессы пришлось перестроить, и важную роль в этом играла IT-инфраструктура. В Intel традиционно поддерживают мобильность сотрудников и дают им возможность работать удаленно, в том числе в виртуальных, распределенных командах, но даже нам массовый переход на дистанционную модель дался непросто.

Кроме того, чисто психологически в условиях такой неопределенности мне было необходимо найти «точку опоры» и транслировать уверенность в завтрашнем дне сотрудникам. Здесь мне помогла наша корпоративная культура, в основе которой всегда была помощь людям в кризисных ситуациях. Именно благодаря такому подходу и, конечно, развитой IT-инфраструктуре, а также профессионализму российской команды Intel мы смогли успешно перестроить бизнес-процессы и продолжаем развиваться в условиях удаленной работы. В марте мы открыли второй R&D-офис в Нижнем Новгороде, сейчас в Intel в России открыты 75 вакансий, с начала года к нам уже присоединились 327 человек.

Напомню, первый центр исследований и разработок Intel в России открылся 20 лет назад в Нижнем Новгороде и сегодня отвечает за разработку стратегически важных для компании продуктов — например, в области компьютерного зрения, искусственного интеллекта, создания и оптимизации кроссплатформенного ПО, высокопроизводительных вычислений и др. Это один из крупнейших R&D-центров Intel за пределами США и в Европе.

Во втором квартале наш бизнес, ориентированный на данные, вырос на 34% и принес примерно 52% выручки, а клиентский вырос на 7%

— Как у вас проходил переход на удаленку? Ведь даже у небольших компаний процесс проходил совсем непросто.

— С началом пандемии у нас был активирован антикризисный штаб — он предназначен для координации действий в условиях любого кризиса. В мирное время он существует в «спящем режиме», периодически проводя тренинги готовности к негативным сценариям. В китайских офисах Intel, например, среди них были и эпидемиологические сценарии — этот опыт мы использовали для разработки плана действий в России. Штаб определяет стандарты безопасности, контролирует работу IT-служб, назначает ключевых сотрудников в каждом бизнес-юните, следит за коммуникациями.

В марте, когда режим самоизоляции был только введен, некоторые лидеры делились со мной опасениями, что их сотрудники на удаленке чересчур расслабятся. В итоге этого не произошло: в компаниях, где главный вид контроля — это самоконтроль, такой проблемы не возникнет.

Я бы также хотела обозначить важную деталь: удаленка — это не только внутрикорпоративный процесс, важно сохранять связь с экосистемой, в которой ты работаешь. Поэтому чем больше вы будете контактировать с клиентами и партнерами, получая от них информацию о положении дел, тем более приближенными к реальности будут ваши планы и прогнозы.

Мы даже проводили исследование с TAdviser «Что ценят IT-директора и с чем столкнулся бизнес в условиях кризиса». Из главных сложностей: нужно было быстро адаптировать сотрудников к новому формату работы, создать инфраструктуру, настроить всем доступ, обеспечить безопасность. Отдельная проблема — плохое качество интернета сотрудников, про это высказались почти все участники опроса, что немного странно, поскольку считается, что в России неплохо развит широкополосный доступ. Также непросто было подключить всех к удаленным сетевым ресурсам. Чуть более половины пожаловались на сложности администрирования удаленного парка. Низкая производительность и увеличенное число инцидентов безопасности вызвали проблемы у IT-отделов в 37% и 23% компаний соответственно.

— Оформившимся трендом можно считать форсированную цифровую трансформацию, вызванную пандемией, в целом ряде отраслей. Какую пользу бизнес может извлечь из сложившейся ситуации?

— Безусловно, современные технологии стали фундаментом, который помогает обществу преодолеть текущие проблемы и подготовиться к испытаниям в будущем. Удаленный доступ, бесперебойная работа серверов, масштабируемость и надежность сетевой инфраструктуры, а также облачных сервисов — без этого сотни тысяч компаний и общество в целом не смогли бы эффективно взаимодействовать в условиях «новой нормальности». Благодаря технологическим решениям ученики смогли продолжить обучение, врачи — продолжить лечить, предприятия — работать.

— В апреле компания объявила о выделении $50 млн на внедрение инициатив в сфере науки и техники, направленных на борьбу с пандемией коронавируса и будущими эпидемиями. Затронула ли эта помощь российские проекты?

— Да, участниками программы стали и три российских проекта. Среди них «Ланмед» — телемедицинское решение, разработанное «Ланит-Интеграцией» при поддержке Intel. Решение состоит из «умных» очков, которые с помощью мини-ПК Intel NUC подключаются к дата-центру на базе процессоров Intel Xeon. Врач, работающий в «красной зоне», может использовать очки для удаленных консультаций с коллегами, а также обращаться к электронной библиотеке, получая всю необходимую информацию на встроенный дисплей.

Другие примеры: наши коллеги из ISS разработали видеоаналитическую систему контроля соблюдения санитарных норм, связанных с гигиеной рук, а компания AxxonSoft — решение на основе термографических камер для контроля температуры, ношения масок и соблюдения социальной дистанции.

— Какие решения Intel стали особенно актуальны на удаленке?

— Если приводить пример из наших технологий, то это, конечно, платформа Intel vPro. Компания представила ее почти 15 лет назад — в апреле 2006 года. На тот момент возможности новой платформы казались удивительными. Даже сегодня функция удаленного управления компьютером на независимом от операционной системы уровне и возможность мгновенного доступа к данным об изменениях аппаратной конфигурации по защищенному каналу актуальны и востребованы клиентами. Но тогда это был настоящий технологический прорыв. Идеи и технологии, заложенные в платформу Intel vPro, точно попали в тренды следующих лет и во многом определили их.

К примеру, решения, заложенные в процессоры Intel Core vPro 10-го поколения, дают ноутбукам схожие с настольными системами возможности. По сравнению с мобильными компьютерами на основе процессоров Intel трехлетней давности производительность работы с офисными приложениями выросла на 36%, а общая эффективность работы с ПО — на 40%.

Отмечу результаты исследования коллег из Forrester, которые на основе опроса реальных пользователей создали модель организации, максимально использующей возможности технологии платформы Intel vPro. Выяснилось, что она позволяет ежегодно экономить тысячи трудочасов сотрудников и IT-персонала, инвестиции в компьютеры на базе платформы окупаются за девять месяцев, а ROI составляет 155%. Такие показатели достигаются за счет более эффективной работы сотрудников, меньшей загруженности обслуживающих специалистов и повышения уровня безопасности компании. При этом для получения ощутимого эффекта от внедрения новой стратегии, основанной на этой платформе, среднестатистической компании необходимо обновить только 30% имеющегося оборудования.

— Каким вы видите развитие ситуации в будущем? Как будут дальше влиять на нашу жизнь информационные технологии?

— В условиях пандемии дополнительный стимул к развитию получили решения в области интернета вещей, видеоаналитики, бесконтактные решения (например, роботы-дезинфекторы, «автономные» магазины). Все это стремительно входит в нашу жизнь.

Еще один тренд, который приходит на ум, связан, конечно же, с коммуникациями на удаленке. Из позитивного — сейчас многие пользователи научились работать с программами, которые ранее массово не использовали, например Microsoft Teams, Webex, Zoom. Безусловно, в это кризисное время непросто всем — от родителей школьников до IT-директоров, однако преодоление трудностей делает нас сильнее и увереннее. Например, у нас в Intel независимо от того, где ты находишься — в Нижнем Новгороде или в Нью-Йорке,- можно быть частью проектной команды. Тренд будет способствовать появлению новых дистанционных проектов, развитию международного сотрудничества между компаниями и научными учреждениями. Такие проекты уже набирают силу — например, ученые МСЦ РАН совместно с коллегами из Японии, Канады, Финляндии, Китая работают над созданием препаратов против коронавируса, привлекая к этому процессу суперкомпьютеры.

Если углубляться именно в IT-тематику, нельзя не сказать про развитие облачных решений. Определенно рост данных только продолжится, их нужно не только хранить и передавать, но и обрабатывать. Так, по данным iKS-Consulting, до 2023 года рынок облачного провайдинга будет расти в среднем на 23,5% в год, а рост спроса на аренду готовых виртуальных серверов (IaaS) будет еще выше — 29%. Здесь на первый план выходят технологии искусственного интеллекта, которые помогают извлечь пользу из данных, раскрыть их потенциал, развивать 5G, и вычисления на границе сети.

— А если говорить о пользовательских решениях?

— Россия была в этом году одним из лидеров по росту объема рынка персональных компьютеров. Значительно усилился переход от десктопов к ноутбукам: мобильные ПК оказались востребованы как оптимальный инструмент для работы, учебы и в целом жизни в условиях изоляции. Например, в начале марта 2020 года еженедельные продажи ноутбуков в России выросли в полтора раза.

Кроме того, можно выделить тренд на обновление парка старых (более пяти лет) ПК, тут, конечно, есть потенциал роста и в корпоративном сегменте. Мы в Intel традиционно поддерживаем российских сборщиков и предоставляем им инженерную экспертизу, помогая выбрать продукты, которые максимально комфортно и полезно закрывают задачи бизнеса.

— Какие направления внутри компании получили дополнительный импульс к развитию в этом году? Что стало особенно востребованным и чем можно объяснить интерес клиентов именно к этим направлениям?

— У Intel была очень успешная первая половина года — на глобальном уровне мы превысили наши планы на $2 млрд. Во втором квартале наш бизнес, ориентированный на данные, вырос на 34% и принес примерно 52% выручки, а клиентский вырос на 7%.

Мы продолжаем развивать портфолио технологий «от облака к периферии» для передачи, хранения и обработки данных, с поддержкой ИИ, оптимизированное на софтверном и системном уровнях для использования в решениях наших клиентов. Уделяем особое внимание стратегии развития программного обеспечения, в частности, для поддержки и упрощения разработки для гетерогенных архитектур (модель oneAPI).

Не могу также не упомянуть очень важное для нас событие: выход на рынок 11-го поколения мобильных процессоров Intel Core под кодовым названием Tiger Lake, которые изготавливаются по технологическому процессу 10 нанометров SuperFin. В целом мы ожидаем увеличения объемов отгрузки продукции на основе 10-нм техпроцесса за год более чем на 20% по сравнению с нашими ожиданиями в январе.

— Во что, на ваш взгляд, сейчас стоить инвестировать IT-компаниям?

— Тут все соответствует тенденциям, о которых мы говорили ранее,- облачный бизнес, IoT, видеоаналитика, бесконтактные решения.

— Какие недавние кейсы от Intel, реализация которых, возможно, началась еще до пандемии, сейчас используются с высокой эффективностью?

— Если говорить о возможностях удаленного управления парком устройств, хотела бы отметить проект, реализованный в Сбере. Компания использует технологию Intel vPro c 2017 года, на сегодняшний день она используется в 34% из 14 550 парка неттопов, которые управляют экранами, отображающими электронную очередь в отделениях банка. Если такой компьютер выходит из строя, сотрудники подразделения не всегда имеют возможность хотя бы перезагрузить его. В результате приходится вызывать технического специалиста, а пока он добирается до места, клиенты видят «синий экран». Это репутационные и финансовые риски для банка.

С помощью платформы Intel vPro Сбер получил возможность выполнять обслуживание неттопов удаленно вне зависимости от состояния операционной системы. В ряде случаев специалист может дистанционно восстановить работу устройства буквально за несколько минут. Это особенно ценно для работы подразделений банка, расположенных в отдаленных регионах. В результате запросы на техподдержку стали выполняться в среднем на один час быстрее, количество случаев, не требующих личного присутствия специалиста, увеличилось на 15%, стоимость договоров обслуживания сократилась в среднем также на 15%.

Еще один пример. Резидент Сколково российская компания Habilect разрабатывает геймифицированные тренажеры для пациентов с нарушениями координации и двигательной активности. Камера «ловит» движения человека и в зависимости от них меняет изображения на экране. В качестве основы этого комплекса используется микрокомпьютер Intel NUC с технологией vPro. Благодаря современной начинке он потребляет значительно меньше энергии, чем стационарный компьютер, а по возможностям не уступает ему. Это важно для медицинских учреждений, где есть ограничения по мощности используемого оборудования.

Intel vPro помогает специалистам Habilect обслуживать свои системы удаленно — сейчас они работают более чем в 40 центрах в России и Финляндии. Например, когда один из компьютеров, установленный в Краснодаре, стал перегреваться, разработчики сумели решить проблему дистанционно, увеличив обороты вентилятора охлаждения. Как оказалось позже, устройство просто разместили вблизи радиатора центрального отопления.

16+

Читайте также