Редакция “Ъ” поставила заковыристую задачу кратко описать то, как пандемия преображает рынок недвижимости. Попробовал справиться с ней на примере нашей компании хотя бы частично, ведь изменений очень много, в том числе радикальных.

Безусловно, для всех это был стресс. Как сохранить эффективность бизнеса? Как сохранить клиентов? Как по максимуму сберечь здоровье сотрудников? Как изменятся приоритеты на рынке, когда весь мир меняется до неузнаваемости? Вопросы, вопросы… Ответы на них мы искали и находили ежедневно. Бизнес-процессы перестраивались в режиме онлайн. Но сейчас, оглядываясь назад на самые напряженные пандемические месяцы, можно утверждать, что на самом деле коронавирус не столько заставил нас делать какие-то новые вещи, сколько ускорил те, которыми мы и раньше занимались. Просто в одночасье они стали суперактуальными.

Например, мы ведь давно и последовательно развивали различного рода онлайн-сервисы. К функциональному и удобному сайту продаж добавили удобное мобильное приложение. Успешно проводили и регистрировали сделки удаленно — виртуальное взаимодействие было очень востребовано, например, для покупателей квартир из других регионов. Этот задел помог избежать коллапса в период самых строгих эпидемиологических ограничений. Но некоторые банковские сервисы оказались менее готовы к полному переходу в виртуальность. И им, например, с возможностью предоставления ипотеки онлайн пришлось наверстывать упущенное, подтягиваясь за девелоперами и потребностями клиентов. Уже в апреле наш московский офис продаж в режиме локдауна зарегистрировал 137 договоров. «Группа ЛСР» первой в Санкт-Петербурге оформила сделку по продаже квартиры с клиентом, который находится в самоизоляции после возвращения в марте из-за границы. В итоге отрасль за несколько месяцев прошла путь, который в другое время занял бы годы! Еще недавно это было невообразимо, но теперь весь процесс покупки квартиры — от подбора до регистрации договора — можно осуществить бесконтактно и безопасно, без единого визита клиентов в офис застройщика или в офис банка, находясь где угодно. Такая гипермобильность теперь не фантастика. Для конкретного примера: на днях «Группа ЛСР» провела ипотечную сделку, в ходе которой покупатель квартиры в ЖК «Лучи» подписал кредитный договор в Кемерове, а его созаемщик… во время поездки в метро.

Учитывая бесценность времени как единственного невозобновляемого ресурса человечества, мы решили, что должны для такого современного мегаполиса, как Москва, строить квартиры по концепции «все включено»

Громадную позитивную роль в смягчении кризиса для строительной отрасли сыграла государственная программа льготной ипотеки под 6,5%. Но, мне кажется, многие неверно ее трактуют только как поддержку строителей. Прежде всего это все-таки помощь государства простым людям, уникальная возможность для многих, кто нуждался в улучшении своих жилищных условий, но не мог себе этого позволить. Но внимание этих людей еще надо было заслужить. Гордимся тем, что значительная часть «новых ипотечников» выбрала «Группу ЛСР». Возможно, они выбрали нас потому, что мы уже 27 лет на рынке и очень дорожим своим честным именем. Возможно, за то, что у нас за плечами сотни построенных ЖК, в которых живут и радуются люди. Но скорее всего, их привлекли даже не перечисленные выше фундаментальные преимущества компании, а достойный выбор самых разнообразных домов в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге — оптимальных по качеству и цене, по местоположению и планировкам.

Планировочные решения квартир в последние годы вообще стали играть ключевую роль при выборе покупателей. Очень важно, чтобы квартира была удобна для самых разных случаев. К примеру, для работы из дома. Недавно мы вывели на питерский рынок наш собственный, эксклюзивный формат жилья. Это так называемые суперновые квартиры. Они имеют свободную планировку, функциональны, компактны и располагают большим количеством окон по сравнению с другими квартирами аналогичной площади. Это позволяет их владельцам трансформировать жилое пространство в зависимости от количества членов семьи и текущих задач. Эта тема у нас очень сильно «выстрелила», особенно с новым опытом самоизоляции!

Скажете — повезло, совпадение? Но разве тот факт, что мы постоянно, даже в самое спокойное время продолжаем скрупулезно работать над качеством нашего продукта,- это везение? Нет, это наша выработанная годами привычка не успокаиваться на достигнутом, постоянно изменять бизнес-процессы и продукт, работать на опережение. Или, если хотите — это прививка, иммунитет, приобретенный нами в многочисленные предыдущие кризисы, которые «Группа ЛСР» с честью преодолела.

Благодаря такому подходу мы в столице несколько лет назад уловили другой, как сейчас модно говорить, инсайт. Статистика показывает, что в среднем москвичи тратят каждый день на дорогу полтора-два часа ежедневно. То есть до месяца в году проводят в транспорте! Для такой аномалии ученые даже термин придумали — транспортная усталость. Учитывая бесценность времени как единственного невозобновляемого ресурса человечества, мы решили, что должны для такого современного мегаполиса, как Москва, строить квартиры по концепции «все включено». Это значит, что даже проект так называемого комфорткласса должен иметь не только хорошую транспортную доступность, но и детально продуманную эргономику жилого комплекса. Людям нужны подземные паркинги, чтобы они не тратили время на поиск парковки, на прогрев и откапывание автомобиля из-под сугробов зимой.

А дворы домов как раз не место для машин и для посторонних вообще, поэтому мы их закрываем, делаем камерными, чтобы там было комфортно для отдыха, прогулок, безопасных детских игр. В рамках этой концепции на первых этажах должно быть достаточно места для всех необходимых магазинов и услуг. Разумеется, детские сады и школы в шаговой доступности — это экономит нашим клиентам большое количество времени и нервов. И спортивные площадки с природными пространствами тоже должны быть у жителей под рукой. Представляете, насколько такого рода формат жилья стал востребован у москвичей в период пандемии, когда некоторым категориям граждан просто нельзя было ездить не то что в соседние районы — даже в соседние кварталы?

Говорят, что коронавирус с нами теперь навсегда. Не знаю. Но уверен, что, распробовав наши квартиры по системе «все включено», люди от такого уже точно не откажутся. К хорошему быстро привыкаешь. Тем более что мы это «хорошее» по привычке все время улучшаем. Например, в нашем флагманском московском проекте «ЗИЛАРТ», который официально признан лучшим ЖК России, сейчас выведены в продажу два уникальных дома — ZILART TOWER и ZILART DIAMOND. У порогов обоих — ландшафтный парк «Тюфелева роща», вошедший в число лучших в мире на World Аrchitecture Festival, своеобразном «Оскаре» строительной отрасли. А в ZILART DIAMOND даже будет фитнес-центр с полноценным бассейном. Так победим!

Читайте также