Как известно, строить прогнозы — дело не самое благодарное. Текущий год наглядно показывает, что он думает обо всех предсказаниях, подкидывая в мировую топку все новые напасти и давая свежие поводы для интернет-мемов о 2020-м. С уверенностью можно сказать разве что только одно: вспоминать этот год недобрым словом мы будем еще долго. И все же — какой будет наша жизнь после пандемии коронавируса? С чем столкнулись операторы связи и какие последствия повлечет за собой COVID-19? По просьбе «Ъ» своими мыслями поделился гендиректор «МегаФона» Геворк Вермишян.

Подводить итоги и точно оценить последствия пандемии для отрасли, думаю, пока не возьмется никто. Жесткие ограничения в большинстве регионов уже снимаются, но по-прежнему новости выглядят как сводки с фронта: тысячи заболевших ежедневно. Ситуация неопределенности сохраняется, но мы постепенно научились в ней существовать и работать. И уже сейчас видим, что пандемия изменила многие привычные процессы, ускорила перемены и заставила нас посмотреть на многое по-новому.

Нам в телеком-отрасли не привыкать к переменам. Технологии и потребности абонентов так быстро меняются, что стоять на месте в этой сфере нельзя ни минуты. Пандемия проверила эти качества на прочность, заставив нас работать еще быстрее и реагировать на изменения, прогнозировать которые не мог никто.

Нагрузка, с которой столкнулись операторы связи, была колоссальной. В условиях вынужденной изоляции мобильная связь и интернет стали основными средствами коммуникации. Голосовой трафик был на 12% выше средних показателей до пандемии, трафик мобильного интернета вырос на 18,5%, а использование домашнего интернета — на 60%.

Оставаться на связи с родными, вести коммуникации с коллегами, полноценно работать и отдыхать в эту пору было действительно жизненно необходимо. Это потребовало общих усилий — и наших, и наших коллег по рынку, и регулятора. Пока мы поддерживали абонентов, штаб Минкомсвязи оперативно принимал меры, чтобы дать возможность отрасли эффективно работать. Ускорял принятие важных для отрасли решений и законопроектов, предложил отсрочку расходов на выполнение ряда регуляторных обязательств.

Востребованность решения CDN от «МегаФона» выросла на 50%, видеоконференций — почти вдвое, защиты от DDoS-атак — на 30%, а «МегаФон Облака» — на 30–40%

В период пандемии мы бесплатно предлагали абонентам услуги, которые позволили комфортнее адаптироваться к новым условиям: увеличили скорость домашнего интернета до максимально возможной, сохраняли доступ даже при отрицательном балансе счета. Дали возможность бесплатно проходить курсы на нашей образовательной платформе, отменили плату за популярные пакеты «МегаФон ТВ», не тарифицировали доступ к важным ресурсам — мессенджерам, почте, сервисам доставки, аптекам. Мы также активно поддерживали абонентов, которые находились в роуминге и не могли вернуться на родину: втрое увеличили лимит звонков, включенных в роуминговую опцию, предоставили пакет из 30 бесплатных исходящих СМС на российские номера и обнулили плату за звонки на основные горячие линии.

Чтобы сохранить уровень нашего сервиса и качество связи, потребовались немалые инвестиции. В первом полугодии мы реализовали почти 80% годового плана развития сети. Мы получили неоценимый опыт в динамическом управлении сетевым трафиком при повышенных нагрузках. Это потребовало от наших специалистов оперативной точечной работы. Нагрузка не только росла, но и перераспределялась — снижалось количество абонентов в центральной части городов, увеличивалось на окраине и за городом. Наши инженеры выявляли нехарактерные значения роста трафика и точечно вводили новые базовые станции, чтобы обеспечить хороший сигнал.

В июле по итогам независимого исследования качества мобильного интернета российских сотовых операторов компания Ookla признала «МегаФон» лидером по скорости мобильного интернета в России. Это первенство мы держим с 2017 года, но получить награду в условиях пандемии было особенно важно.

Наше подразделение, которое работает с корпоративными клиентами, также быстро перестроилось на новый формат работы и адаптировалось к изменению спроса. В условиях пандемии востребованными стали решения, позволяющие выстроить бизнес-процессы компаний в новых условиях. Чтобы поддержать наших клиентов, мы приняли целый комплекс мер: уже с первых дней после введения ограничений представители малого и среднего бизнеса могли пользоваться бесплатно нашей платформой для видеоконференций и вебинаров. Мы оперативно предложили рынку целую серию решений для удаленной работы — облачные сервисы, мобильную рекламу, умную телефонию, сервисы для дистанционного контроля эффективности бизнеса. Это помогло компаниям быстро перестроиться на работу в удаленном режиме и оставаться на связи с сотрудниками.

В результате востребованность решения CDN от «МегаФона» выросла на 50%, видеоконференций — почти вдвое, защиты от DDoS-атак — на 30%, а «МегаФон Облака» — на 30–40%. Очевидно, интерес бизнеса к цифровизации в период пандемии получил новый импульс и будет усиливаться в дальнейшем.

Если раньше цифровые сервисы внедряли крупные компании, то за период пандемии мы увидели резкий скачок проникновения цифровых технологий в малый и средний бизнес. Предприниматели начинают на собственном опыте понимать, что технологии и инновации в условиях кризиса позволяют не только сохранить свой бизнес, но и показать рост, расширить клиентскую базу.

Многие компании перевели своих сотрудников на дистанционный режим, иного пути просто не было. Мы сами перевели почти половину нашего штата на такой распорядок и отмечаем, что эффективность при этом нисколько не пострадала. Более того, в условиях высокой нагрузки все подразделения работали в усиленном режиме. Я знаю, что многие компании сейчас принимают решение, выводить людей обратно в офисы или оставлять дома. Стоит ожидать, что множество компаний оставят часть персонала на удаленке и после пандемии и наши решения будут так же востребованы.

Карантин ускорил цифровизацию экономики, и это касается не только корпоративного сегмента. Новые цифровые привычки, сформировавшиеся в этот период, сохранятся как у абонентов, так и у корпоративных клиентов. А эта ситуация, сложная для нас сейчас, даст импульс к дальнейшему развитию отрасли.

Конечно, в период пандемии рост потребления услуг не привел к позитивному влиянию на бизнес операторов. Справиться с нагрузкой было не так сложно, как минимизировать последствия ограничений, которые вводились в каждом регионе. По решению местных властей мы вынуждены были полностью закрыть розничные магазины в ряде регионов, что сразу же повлекло за собой снижение выручки от продаж оборудования и снизило приток новых абонентов. В условиях закрытия границ мы потеряли доходы от роуминга. При этом пришедшееся на первое полугодие изменение курсов валют заметно сказалось на росте стоимости закупки оборудования. Результаты этого влияния видны в отчетах операторов за первое полугодие — об обычной динамике нет и речи. И нам, как и конкурентам, в ближайшее время придется искать возможности для трансформации и пересматривать бизнес-модель: сокращать инвестиции, снижать маркетинговые затраты, увеличивать маржинальность продаж оборудования.

Тем не менее даже в этой сложной ситуации важно думать о развитии. Именно поэтому мы не отказываемся от перспективных крупных инфраструктурных проектов, в частности строительства подводной волоконно-оптической линии связи из Европы в Азию Arctic Connect, которая пройдет по дну Северного Ледовитого океана. Недавно мы приступили к первому этапу — морским исследованиям, в результате которых определим точный маршрут и схему отводов от основной магистрали на территорию России. Новая линия позволит нам предложить клиентам минимальную задержку сигнала — такие условия не предлагает ни одна из существующих линий. Строительство нового канала повысит связность континентов и регионов, а его пропускная способность 200 Тбит/с поможет справиться с растущими объемами мирового трафика.

Пандемия еще раз показала, что даже в самых сложных условиях связь и цифровые сервисы приобретают еще большую актуальность, и мы продолжаем развитие, чтобы предлагать нашим абонентам самые актуальные сервисы и возможности.

Читайте также