Пандемия COVID-19 показала низкую готовность большинства современных систем здравоохранения по всему миру к оперативному реагированию на возникающие угрозы. Многие годы они были нацелены преимущественно на плановое оказание медицинской помощи и не смогли быстро перестроиться для организации единовременного оказания медицинской помощи большому количеству пациентов с тяжелым течением коронавирусной инфекции.
Однако опыт борьбы с пандемией должен в перспективе привести не только к внедрению новых технологий, но и распространению существующих подходов, до настоящего времени не получивших должного внимания. К числу таковых относится внедрение систем качества и безопасности медицинской деятельности. Их внедрение способствует повышению готовности реагирования медицинской организации на большинство внутренних и внешних вероятных рисков и угроз.
Безопасность медицинской деятельности в простом понимании — это система и культура предотвращения наступления рисков, связанных с пациентом, персоналом, окружающей средой, а в случае их наступления оперативное принятие мер, нивелирующих их последствия.
Системно о безопасности медицинской деятельности медицинское сообщество заговорило в 1999 году, когда Институт медицины США представил специальный доклад «To Err is Human: Building a Safer Health System», посвященный медицинским ошибкам. Оказалось, что только от них ежегодно в США погибает несколько десятков тысяч человек (до 98 тыс.), а сотни тысяч получают осложнения. Это сопоставимо с числом жертв, если бы ежедневно в США разбивался один пассажирский самолет. С этого момента вопросы безопасности пациентов стали обсуждаться регулярнее, а в 2019 году Всемирная организация здравоохранения утвердила ежегодное проведение Всемирного дня безопасности пациентов. Международный опыт лучших практик обеспечения безопасности медицинской деятельности объединил стандарт JCI.
В России, к сожалению, на данный момент вопросам безопасности медицинской деятельности уделяют меньше внимания, чем на международном уровне
Стандарты JCI выделяют шесть Международных целей безопасности пациента:
- Правильная идентификация пациента, позволяющая исключить вероятность проведения не той медицинской манипуляции не тому человеку;
- Повышение эффективности коммуникаций, снижающих риск передачи недостоверной информации о пациенте, клиническом статусе, результатах диагностики и назначаемом лечении. Неэффективные коммуникации являются фактором, провоцирующим более 60% всех нежелательных событий в медицинской организации;
- Безопасное применение препаратов высокого риска (препараты, схожие по внешнему виду и названию, сильнодействующие препараты
и т. д. ). Стандарт рекомендует создавать перечни препаратов высокого риска и соблюдать особые требования к их хранению, назначению и введению; - Обеспечение безопасной хирургии. Согласно данной цели должен быть разработан протокол безопасности хирургического вмешательства (хирургический
чек-лист , маркировка, процедуратайм-аута и т. д. ), который сотрудники обязаны соблюдать при проведении любой инвазивной процедуры; - Снижение риска инфекций, связанного с оказанием медицинской помощи, что подразумевает внедрение программы по гигиене рук для снижения риска передачи инфекций контактным путем (согласно исследованиям Центра доказательной практики Пенсильванского университета, возможно предотвратить до 70% таких инфекций);
- Профилактика падений пациентов во время госпитализации. По статистике, в США каждые 19 минут пожилой человек умирает
из-за падения. Медицинская организация должна внедрить систему оценки состояния пациента при его поступлении на вероятность падения, определить группы рисков пациентов (старше 65 лет, пациенты после седациии т. д. ), а также создать условия, препятствующие падениям пациентов (установка поручней, специальных покрытий, сопровождение пациентов группы рискаи т. д. ).
В России, к сожалению, на данный момент вопросам безопасности медицинской деятельности уделяют меньше внимания, чем на международном уровне. При этом стоит отметить, что Национальный институт качества Росздравнадзора выпустил Практические рекомендации по обеспечению безопасной медицинской деятельности в стационарах, амбулаториях и лабораториях. Мы в ММК проанализировали требования Практических рекомендаций, а также требования JCI, национальных систем Франции (HAS), Испании (ACSA, регион Андалусия), Австралии (NSQHS) и пришли к выводу, что примерно 80% требований безопасности медицинской деятельности аналогичны.
ММК — это особая территория, где иностранные клиники будут иметь международную аккредитацию по качеству и безопасности медицинской деятельности или национальную, принятую в стране их происхождения. К примеру, в Израиле на государственном уровне обязательно внедрение JCI, поэтому филиал израильской клиники Hadassah на территории ММК готовится к прохождению JCI. Ряд французских участников (Orpea Group, Strasbourg University, Clinique Saint Charles, Centre Leon Berard) будут проходить аккредитацию французской системы HAS. Это будет означать, что деятельность на территории ММК будет соответствовать наивысшему уровню качества и безопасности медицинской деятельности.
В вышеперечисленных стандартах описаны мероприятия по внедрению программ реагирования на острые инфекционные заболевания. Внедрение этих и многих других требований стандартов позволило бы подготовиться к пандемии, ответив на следующие вопросы: как единовременно госпитализировать большие потоки пациентов, как приоритезировать оказание медицинской помощи в зависимости от состояния пациентов, как разделять потоки пациентов, как обеспечить защиту медицинского персонала, оперативно переподготовить его в соответствии с особенностями заболевания?
Так, зрелость системы и культуры качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях, а также ее адаптивность стали решающими для жизни сотен тысяч людей по всему миру во время пандемии.