Пандемия коронавируса разделила жизнь на «до» и «после». Об изменившейся действительности, о переходе на удаленный формат работы и о том, какие решения ОАО «МТТ» (Межрегиональный ТранзитТелеком) предлагает своим клиентам для того, чтобы облегчить им жизнь, “Ъ” рассказал генеральный директор МТТ Евгений Васильев.

Коронавирус выступил как машина времени, которая перенесла нас на пару лет вперед, если судить по появившимся и уже укоренившимся новым цифровым привычкам. Я имею в виду онлайн-коммуникации, цифровые сервисы, интернет-покупки и онлайн-развлечения. Пандемия совершенно точно придала потреблению этих сервисов новый импульс. Но и компании вынуждены извлекать пользу из сложившейся ситуации. Как это сделать? Например, автоматизировать рутинные задачи и бизнес-процессы, экономя тем самым время и ресурсы. С помощью наших решений и экспертизы мы можем помочь им в этом. Скажу больше: в эти непростые времена мы видим для себя миссию в том, чтобы помочь нашим клиентам вернуться в нормальное русло.

Да, весной было непросто, и чтобы сети выдержали и клиенты не остались без коммуникаций, работать приходилось на износ. Отрадно, что отрасль с честью выдержала этот стресс-тест. Сейчас же все налажено и функционирует как следует, и мы готовы к любому развитию событий.

Поймал себя на мысли: а ведь жизнь после пандемии так и не началась. Казалось бы, летом мы из ковида вышли, но в конце сентября снова в него вошли и, судя по ежедневным сводкам, увязли в нем надолго. Мы по-прежнему вынуждены носить маски и перчатки, использовать санитайзеры и соблюдать дистанцию. Надо отдавать себе отчет, мы будем делать это еще долго. Да, живого общения очень не хватает, но, к сожалению, невидимый враг взял весь мир в осаду, и следует четко понимать: нас ждет настоящий марафон терпения. Мы все должны верить врачам, следовать их рекомендациям и беречь близких.

Удаленная работа при грамотной организации бывает результативнее очной, и, как многие компании, распробовавшие преимущества дистанционной работы, мы вряд ли уже полностью вернемся в старый формат

МТТ в меру сил старается помогать медикам. Весной мы разработали решение для медицинских организаций, которое автоматизирует коммуникации с пациентами. Голосовой робот может как совершать массовые исходящие звонки пациентам, чтобы оповестить их или сделать опрос о самочувствии, так и принимать входящие вызовы, помогая персоналу учреждения. В условиях, когда врачи перегружены, наш голосовой робот помогает снижать нагрузку на больницы. Эпидемиологический персонал фокусируется на задачах по спасению жизней, и пациенты будут тратить меньше времени на ожидание ответа.

Приспосабливаться к новой реальности пришлось быстро. Если же говорить про нашу компанию, мы оказались готовы к этому. Многолетний опыт работы с региональными филиалами и иногородними сотрудниками помог нам перейти на удаленку всего за два дня. Уже были налажены коммуникации персонала с использованием аудио- и видеоконференцсвязи, отработаны технологии удаленного доступа к информационным системам. Например, HR-блок и до пандемии регулярно проводил мероприятия для новых сотрудников региональных подразделений в Zoom. Продуктологи и отдел продаж также обучают коллег в других регионах особенностям работы с новыми сервисами МТТ, делятся опытом друг с другом в формате видеоконференций. Сейчас такие форматы стали новой нормой. И, как показала практика работы в этом году, мы стали еще эффективнее.

Достаточно взглянуть на изменившийся график. Раньше у меня было, допустим, 10 рабочих встреч в день, а ведь на эти встречи еще доехать нужно, что с пробками в мегаполисе не такая уж тривиальная задача. Теперь же видеоконференции заменили собой очные переговоры, и с ними успеваешь вдвое больше. Бывает, что по видео можно провести до 20 рабочих звонков в день.

Думаю, что и офисная парадигма изменится до неузнаваемости. Она уже меняется сейчас. Согласен с точкой зрения, что удаленная работа при грамотной организации бывает результативнее очной, и, как многие компании, распробовавшие преимущества дистанционной работы, мы вряд ли уже полностью вернемся в старый формат. Конечно, какая-то часть нашего штата будет по-прежнему находиться в офисе, но держать там весь персонал — это по нынешним временам непозволительная роскошь.

Каждый день для бизнеса в сложившихся обстоятельствах — это настоящий вызов. Тем приятнее осознавать, что МТТ с помощью своих сервисов помогает клиентам безболезненно сначала перейти на удаленку, а затем поддерживать этот формат работы, находясь на карантине и достойно принимая этот вызов. Так, у нас есть все возможности для организации удаленной работы сотрудников. Мы не только перешли на удаленку и выпустили два новых продукта параллельно — VoiceBox для среднего бизнеса и VDele для малого бизнеса и самозанятых. Помимо этого, у нас есть такие решения как бесплатные SIM-карты FMC, позволяющие работать из любой точки России, виртуальная АТС, бесплатный городской номер, веб-виджеты для сайта и голосовые боты, которые помогут всегда быть на связи с клиентами. Все наши сервисы имеют круглосуточную поддержку, поэтому наши пользователи не остаются без помощи в любом случае.

Еще одним следствием пандемии и вызванного ею перехода на удаленную работу можно назвать миграцию сотрудников. Во время карантина многие разъехались по своим родным городам и до сих пор работают оттуда. А кто-то переехал на время с семьей на дачу или арендовал загородный дом, таких людей немало. Без качественной связи и сигнала работать там удаленно не получится, а значит, связь стала еще важнее.

Для таких клиентов у нас есть SIM-карты FMC (fixed mobile convergence) — технологическое решение на стыке разных типов сетей связи: фиксированной и мобильной. С его помощью любая организация может создать единую сеть офисных и мобильных телефонов с общим планом короткой нумерации, а сотрудники могут созваниваться напрямую по коротким внутренним номерам вне офисов в разных регионах страны или мира без использования реальной офисной АТС. До конца года эти SIM-карты мы раздаем бизнесу бесплатно. Организация одного рабочего места для сотрудника в офисе обходится компаниям от 10 тыс. до 250 тыс. руб. в зависимости от специфики бизнеса, и если вспомнить слова выше о меняющейся офисной парадигме, то для многих эти деньги в сложившейся ситуации лучше сэкономить.

К слову, об экономии: по нашей статистике, затраты на связь у клиентов, которые используют SIM-карты FMC, сокращаются на 40% за счет того, что мобильные телефоны сотрудников объединены в бесплатную сеть с офисными телефонами компании, а междугородние и международные звонки оплачиваются по тарифам IP-телефонии. Таким образом, когда бизнесу в условиях пандемии тяжело, это решение дает возможность организовать работу из любой точки России, пользоваться преимуществами офисной телефонии и существенно экономить средства компании при переходе на дистанционную работу, что актуально во время кризиса.

Среди сопутствующих коронавирусу явлений в IT- и телеком-отрасли, очевидно, выделяется и аномальный по сравнению с допандемийной ситуацией рост спроса на облачную инфраструктуру — участники рынка признают, что он составляет десятки процентов. Причем облачными технологиями заинтересовался не только бизнес, но и такой традиционно консервативный сегмент как госсектор. Понятно, что такой взрывной интерес бизнеса к переходу в облака вызван самоизоляцией и повсеместным переходом на удаленку. Организация удаленного доступа к ресурсам и резкий рост потребности в дистанционных сервисах привели к возросшей нагрузке на IT-системы, а это значит, что многие, кто еще рассчитывал на собственную IT-инфраструктуру, пригляделся как следует к альтернативным вычислительным мощностям.

Именно облака позволяют сегодня, с одной стороны, быстро масштабироваться, а с другой — избежать капитальных затрат в развитие собственной инфраструктуры, неподъемных для многих в текущей экономической ситуации. Еще один аргумент в пользу таких ресурсов — способность разворачиваться стремительно: из-за необходимости быстро переводить персонал в дистанционный режим работы фактор оперативности тоже трудно переоценить. Все эти характерные особенности облаков играют им на руку, а значит, и их провайдерам. Убежден: облака с нами всерьез и надолго.

Интернет стал первой жизненной необходимостью, как электричество или тепло зимой. Какой-то остряк даже придумал мем, поместив Wi-Fi в основание отображающей базовые человеческие потребности пирамиды Маслоу. Таким образом, интернет стал даже важнее, чем физиологические потребности — такие, как голод, жажда и т. д. На мой взгляд, в этой шутке, весьма красноречиво отражающей представление человечества о том, что значит для него интернет сегодня, есть только доля шутки.

И правда, без возможности выйти в онлайн мы уже не можем представить себе и дня, если только речь не идет о сознательном сетевом детоксе. Наш мозг требует информации. Но и не только ее, это еще полдела. В условиях пандемии интернет стал по-настоящему жизненно важной средой: с его помощью мы продолжаем учиться и работать, ведем коммуникации, смотрим видео и делаем покупки. Я уверен, что наше пребывание в Сети теперь приобретает совершенно новое значение, и после того, как мы вернемся к нормальной жизни, мы продолжим оказывать нагрузку на сети связи выше, чем она была до прихода коронавируса. Приобретенные привычки имеют свойство сохраняться очень долго, а значит, потребность в операторах связи и IT-провайдерах останется очень высокой.

Судя по нашему опыту, с переходом на удаленный режим возрос и объем коммуникации компаний и пользователей — как голосовой, так и текстовой. Бизнес старается автоматизировать рутинные операции (такие, как напоминания о записи на прием к врачу или подтверждение доставки) в том числе в процессе общения с пользователями. Это позволяет разгрузить колл-центры, которые сейчас стали принимать и совершать больше звонков. К примеру, в январе мы внедрили голосового помощника в работу своего контакт-центра для обслуживания клиентов, которые не пользуются онлайн-сервисами. Система распознает речь, определяет, к какой тематике относится обращение, и сообщает пользователю необходимую информацию или переводит на оператора, успешно обрабатывая более 40% обращений в контакт-центр. Это удобный и эффективный инструмент для общения с клиентами. Вообще я считаю, что мы на пороге бурного развития разговорного искусственного интеллекта, чат-ботов и голосовых ассистентов.

В заключение хочется отметить, насколько хрупким на поверку может оказаться наш мир. Коронавирус продемонстрировал, что зависимость граждан и бизнеса от современных технологий и телекоммуникационных сетей только крепнет, а в период самоизоляции критически важно поддерживать связь с близкими, удаленно учиться и работать — просто жить. Значит, что и от нас, провайдеров цифровых решений, зависит очень многое. И мы к этому готовы.

Читайте также