Одним из самых важных направлений, которые вузы—участники государственной программы «Приоритет 2030» планируют развивать с помощью средств правительственного гранта, является создание новых образовательных программ. Обновление учебных планов — необходимая часть трансформации университетов, которые хотят соответствовать требованиям динамичного рынка труда РФ. Без этого невозможно решить давно существующую проблему несоответствия знаний, которыми обладают выпускники вузов, и теми навыками, которые хотят увидеть у них работодатели. Именно эти различия — причина существования в РФ достаточно существенного уровня безработицы среди россиян в возрасте до 25 лет, то есть среди тех, кто недавно вышел на рынок труда и ищет свою первую работу.
Первым приоритетом создания новых образовательных программ многие вузы называют обучение цифровым навыкам. Так, Тольяттинский государственный университет планирует делать акцент на новых образовательных программах, связанных с цифровыми компетенциями. «Речь, в частности, идет об информационной безопасности и бизнес-аналитике для цифровых решений. С учетом наших работ на фронтире мировой научной и технологической повестки в области энергетики, новых материалов и цифровых технологий мы планируем запускать в этих направлениях онлайн-программы на английском языке. Также делаем акцент на междисциплинарных программах на стыке с информационными технологиями, например, программах подготовки магистров по программам „Advanced Materials Science“ (на английском языке) и „Журналистика данных“»,- рассказывает его ректор Михаил Криштал.
Фактически вузы должны будут одновременно играть в трех регистрах: заниматься образованием, исследованиями и инновациями» - научный руководитель программы «Приоритет 2030» Андрей Волков
Как рассказали в
Одним из ключевых направлений в части образовательной политики МИРЭА — Российского технологического университета, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, также является разработка новых образовательных программ, которые «позволят формировать у обучающихся компетенции, востребованные современным и будущим рынком труда». «Формирование всех видов компетенций будет предусматривать использование цифрового инструментария. Новацией станет разработка гибридных образовательных программ, обеспечивающих формирование нового типа специалиста для цифровой экономики:
Второй важный тренд трансформации образовательных программ, которому будут следовать
В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ также сообщили, что программа развития академии в рамках «Приоритета 2030» предполагает постепенное смещение фокуса на программы многопрофильного бакалавриата, которые «обеспечат студентам возможность выстраивания персонифицированных образовательных траекторий с использованием цифровых инструментов». «В рамках развития многопрофильных бакалавриатов особое внимание будет уделено направлениям, которые отвечают вызовам современного рынка труда и наиболее актуальным глобальным и локальным трендам», — заявили в
«В ТюмГУ будут созданы новые образовательные институции — Школа образования, Инженерная школа и др. В них будут реализованы оригинальные образовательные программы, созданные на основе моделей, соединяющих элементы разных образовательных парадигм. Это обеспечит максимально эффективную подготовку специалистов в зависимости от дисциплинарной специфики образовательной программы и потребностей рынка труда»,- рассказали в
В планы ряда вузов также входит и развитие программ дополнительного образования. Так, как рассказали в