Одна из задач государственной программы Минобрнауки РФ «Приоритет 2030» — способствовать развитию системы образования в РФ. Поэтому многие вузы—участники программы планируют использовать средства государственного гранта для модернизации своих подходов к созданию учебных программ. Среди их приоритетов — разработка новых направлений для бакалавриата и магистратуры, внедрение индивидуальных учебных траекторий и популяризация курсов дополнительного образования.

Одним из самых важных направлений, которые вузы—участники государственной программы «Приоритет 2030» планируют развивать с помощью средств правительственного гранта, является создание новых образовательных программ. Обновление учебных планов — необходимая часть трансформации университетов, которые хотят соответствовать требованиям динамичного рынка труда РФ. Без этого невозможно решить давно существующую проблему несоответствия знаний, которыми обладают выпускники вузов, и теми навыками, которые хотят увидеть у них работодатели. Именно эти различия — причина существования в РФ достаточно существенного уровня безработицы среди россиян в возрасте до 25 лет, то есть среди тех, кто недавно вышел на рынок труда и ищет свою первую работу.

Первым приоритетом создания новых образовательных программ многие вузы называют обучение цифровым навыкам. Так, Тольяттинский государственный университет планирует делать акцент на новых образовательных программах, связанных с цифровыми компетенциями. «Речь, в частности, идет об информационной безопасности и бизнес-аналитике для цифровых решений. С учетом наших работ на фронтире мировой научной и технологической повестки в области энергетики, новых материалов и цифровых технологий мы планируем запускать в этих направлениях онлайн-программы на английском языке. Также делаем акцент на междисциплинарных программах на стыке с информационными технологиями, например, программах подготовки магистров по программам „Advanced Materials Science“ (на английском языке) и „Журналистика данных“»,- рассказывает его ректор Михаил Криштал.

Фактически вузы должны будут одновременно играть в трех регистрах: заниматься образованием, исследованиями и инновациями» - научный руководитель программы «Приоритет 2030» Андрей Волков

Как рассказали в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна, в рамках программы «Приоритет 2030» вуз ведет разработку магистратуры «Дизайн цифровых двойников» совместно с кластером «Креономика», в который входят Kuka, IBM, Siemens, Sick и другие компании, занимающиеся роботизацией и автоматизацией производств. «Задачей магистратуры является подготовка специалистов и поиск решений для повышения качества дизайна цифровых двойников как для применения в проектах, так и для репрезентации оборудования, входящего в технологические цепочки и решения по автоматизации», — пояснили в пресс-службе вуза. Магистратура по Fashion Tech, которая стартовала в СПбГУПТД в этом году, также входит в программу развития вуза в рамках «Приоритета 2030». Она является первой в России магистратурой по направлению цифровой моды. «Fashion Tech — это передовое во всем мире направление, и ключевые знания будут формироваться и применяться на международном уровне. Выпускники будут владеть знаниями и компетенциями в области цифрового производства, 3D-моделирования, AR, VR. Партнеры программы -мультимедийная компании, специализирующаяся на создании цифровых аватаров „Студия THE“, технологическая компания Phygitalism, разрабатывающая проекты на стыке XR и интерактивных технологий, креативное агентство Synticate, компания-разработчик web- и VR-продуктов Cerevrum, AliExpress Russia», — отметили в пресс-службе вуза.

Одним из ключевых направлений в части образовательной политики МИРЭА — Российского технологического университета, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, также является разработка новых образовательных программ, которые «позволят формировать у обучающихся компетенции, востребованные современным и будущим рынком труда». «Формирование всех видов компетенций будет предусматривать использование цифрового инструментария. Новацией станет разработка гибридных образовательных программ, обеспечивающих формирование нового типа специалиста для цифровой экономики: ИТ-химик, ИТ-инженер и др.», — рассказали в пресс-службе вуза.

Второй важный тренд трансформации образовательных программ, которому будут следовать вузы-участники программы, это изменения формата обучения студентов с целью сделать его более гибким. Как пояснили в РТУ МИРЭА, вуз планирует переработку более 200 основных образовательных программ, чтобы расширить виды профессиональной деятельности своих выпускников. «Для каждого из существующих профилей будет сформирован набор треков, позволяющих студенту сделать осознанный выбор специализации, обеспечивающей решение различных задач профессиональной деятельности, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. К 2025 году общее число образовательных программ возрастет в два-три раза, что позволит обеспечить тонкую настройку образования в соответствии с наклонностями и запросами студента. Таким образом, будут подвергнуты трансформации и переработаны более 200 основных образовательных программ и разработано более 300 новых программ», — рассказали в пресс-службе вуза.

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ также сообщили, что программа развития академии в рамках «Приоритета 2030» предполагает постепенное смещение фокуса на программы многопрофильного бакалавриата, которые «обеспечат студентам возможность выстраивания персонифицированных образовательных траекторий с использованием цифровых инструментов». «В рамках развития многопрофильных бакалавриатов особое внимание будет уделено направлениям, которые отвечают вызовам современного рынка труда и наиболее актуальным глобальным и локальным трендам», — заявили в пресс-службе вуза. В Тюменском государственном университете на средства гранта программы «Приоритет 2030» планируют развивать мультипарадигмальное образование.

«В ТюмГУ будут созданы новые образовательные институции — Школа образования, Инженерная школа и др. В них будут реализованы оригинальные образовательные программы, созданные на основе моделей, соединяющих элементы разных образовательных парадигм. Это обеспечит максимально эффективную подготовку специалистов в зависимости от дисциплинарной специфики образовательной программы и потребностей рынка труда»,- рассказали в пресс-службе вуза.

В планы ряда вузов также входит и развитие программ дополнительного образования. Так, как рассказали в пресс-службе РТУ МИРЭА, важным направлением для вуза станет дальнейшее развитие дополнительного образования для обучающихся, которые уже сейчас получили возможность в рамках нормативного периода обучения освоить вторую квалификацию путем освоения программ профессиональной переподготовки. В 2021 году в соответствии с программой РТУ МИРЭА завершится реализация пяти дополнительных программ, среди которых программы «Менеджмент», «Аддитивные технологии в промышленности», «Правовое регулирование информационных технологий» и другие. В ближайшее время будут запущены уже подготовленные программы «IT-право», «Web-программирование и дизайн». «Разработка новых образовательных программ предполагает активное взаимодействие университета с организациями-членами консорциумов, созданных на базе РТУ МИРЭА, прежде всего с участниками консорциума „Технологические приоритеты“, а также привлечение университетов-партнеров для реализации основных образовательных программ, позволяющих студенту получить по завершении образования две квалификации, например, по маркетингу и программной инженерии»,- пояснили в пресс-службе вуза. Тольяттинский государственный университет также планирует активизировать работу по формированию образовательных модулей дисциплин, инвариантных к ДПО и высшему образованию. «Получение модулей практически-ориентированных дисциплин становится возможным как через ДПО, так и через программы высшего образования. Причем с переходами между этими траекториями. Реализуя такой подход, мы стремимся формировать лояльный контингент слушателей из наших студентов, что позволит создать естественную основу схемы „обучение через всю жизнь“», — пояснили в пресс-службе вуза.

Читайте также