Меры властей по поддержке экономики в период продиктованного COVID—19 кризиса неожиданно запустили глобальные процессы на рынке жилья, которые впоследствии могут сделать идею инвестиций в него сомнительной затеей. Одновременно для рынков офисной и торговой недвижимости последствия кризиса оказались вполне предсказуемыми, тем более, что в контексте массовой вакцинации населения этим отраслям уже пора задумываться о потенциальных темпах восстановления.

Основным и возможно самым неприятным для населения эффектом связанного с COVID-19 кризиса оказался рост цен на жилье. Прежде всего — на первичное, которое согласно данным ЦИАН в 16 крупнейших городах России за год (период с января 2020 года по январь 2021) подорожало на 16,6%, до среднего значения 88,6 тыс. руб. за кв. м. Наблюдавшие за постоянным ростом цен на новостройки собственники квартир на вторичном рынке не остались в стороне. За год стоимость жилья в этом сегменте увеличилась на 10,3%, до 82,2 тыс. руб. за кв. м.

Рост цен на недвижимость и снижение доступности жилья согласно тезисам фонда «Институт экономики города» на фоне кризиса были характерны для многих западных стран, выбравших политику повышения доступности кредитов для бизнеса. В России, например, в рамках этой риторики Центробанк принимал решения о снижении ключевой ставки. Это автоматически снизило привлекательность депозитов, стимулируя их владельцев вкладывать деньги в недвижимость. Самой простым и понятным инструментом для среднего россиянина стала покупку городской квартиры. Как следствие, по расчетам компании «Этажи» доля инвестиционных сделок на рынке жилья выросла в три-четыре раза и сейчас достигает 20%. Одновременно с инвесторами на рынок выплеснулся социальный спрос, который был простимулирован программой льготного ипотечного кредитования. Она действует с апреля и изначально должна была закончиться еще первого ноября прошлого года, но в итоге — продлена до июля. Несмотря на то, что с критикой этого инструмента неоднократно выступала глава Центробанка Эльвира Набиуллина, сейчас власти рассматривают и инициативы о его дальнейшем пролонгировании.

Аренда квартир за минувший год действительно фактически не подорожала: средняя стоимость «однушки» в 16 крупнейших городах страны выросла только на 3,4%, до 17,09 тыс. руб. в месяц

Проблема роста цен на жилье в любом случае временная: ажиотажный спрос уже практически реализован. Новым покупателям в текущих условиях остается только дождаться увеличения объема предложения, тем более, что консультанты ранее уже обращали внимание на увеличение девелоперской активности. Более долгосрочным и неприятным последствием уже для вкладывающихся в жилье инвесторов, может стать снижение доходности от сдачи жилья в аренду. Такой прогноз ранее формулировала компания Realiste. Его логика достаточно проста: объем предложения будет расти, в отличие от доходов населения. Соответственно, собственники окажутся лишены возможности повышать цену из-за ограниченного бюджета потенциальных жильцов, а постоянно растущая конкуренция может стимулировать их снизить ставки. Согласно данным ЦИАН аренда квартир за минувший год действительно фактически не подорожала: средняя стоимость «однушки» в 16 крупнейших городах страны выросла только на 3,4%, до 17,09 тыс. руб. в месяц. Это ниже официальной инфляции, которую Росстат по итогам года оценивал в 4,9%.

Для рынков коммерческой недвижимости последствия COVID-19 оказались намного более прогнозируемыми. Несмотря на то, что массового исхода арендаторов из офисов не произошло, согласно данным JLL объем их поглощения в Москве в прошлом году сократился на 35% относительно 2019 года, став минимальным с 2009 года. От резкого роста вакантности рынок спасло замедление девелоперской активности. Если еще в самом начале 2020 года консультанты ждали, что на рынке появятся 513 тыс. новых офисов, то в последствии прогноз был понижен на 40%, до 300 тыс. кв. м. Замедление на фоне кризиса девелоперской активно на офисном рынке — тренд, который рынок уже видел и в 2009 и в 2015 годах. Итог у практики всегда оказывался одним — дефицит предложения, возникающий после возобновления роста экономики.

Ярким трендом кризиса 2020 года стал резкий рост объема предложения недвижимости в субаренду: такой путь выбирают компании, связанные длительным договором аренды, но уже хотят сэкономить на занимаемых площадях. Правда — не всегда успешно. В середине декабря в Cushman & Wakefield оценивали дополнительный объем вышедших на рынок субаренды площадей в Москве в 73 тыс. кв. м, из которых действительно сдать удалось только 13 тыс. кв. м. Рассчитывать таким арендодателям сейчас можно лишь на компании, которые на фоне COVID-19 столкнулись с ростом бизнеса, позволяющему им переехать в более комфортные локации.

Ситуация и на рынке торговых помещений оказалась достаточно плачевой: согласно оценкам JLL в. Москве за 2020 год закрылись 208 заведений общепита, это на 35% больше аналогичного значения 2019 года. Одновременно начали оптимизировать свои магазины торговые сети, а банки продолжают сокращать число отделений по обслуживанию клиентов. Очевидно, в первом квартале 2021 года рынок ждет еще одна волна закрытий: в январе—феврале крупные ритейлеры и сети общественного питания подводят итоги года, принимая решения отказаться от нерентабельных помещений.

Хотя далеко не для всех потенциальных арендаторов офлайн торговых помещений кризис стал сигналом остановить развитие. Яркий пример — увеличение активности региональных DIY-игроков и сетей, специализирующихся на товарах для дома, которые активно начали искать новые помещения. В их стратегии прослеживается логика: вопреки первоначальным ожиданиям, кризис не привел к гибели офлайн-магазинов. Например, по данным Watcom Shopping Index (отражает число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве и Санкт-Петербурге на новогодних каникулах был только на 25–30% ниже, чем в тот же период годом ранее. Учитывая заблокированные социальные проездные и сохраняющиеся ограничения для работы части арендаторов, разрыв выглядит не таким большим. А в контексте стартовавшей программе массовой вакцинации населения, потенциальным арендатором торговой недвижимости уже вовсе стоит просчитывать сценарии восстановления активности покупателей.

Читайте также