Меры властей по поддержке экономики в период продиктованного COVID—19 кризиса неожиданно запустили глобальные процессы на рынке жилья, которые впоследствии могут сделать идею инвестиций в него сомнительной затеей. Одновременно для рынков офисной и торговой недвижимости последствия кризиса оказались вполне предсказуемыми, тем более, что в контексте массовой вакцинации населения этим отраслям уже пора задумываться о потенциальных темпах восстановления.
Основным и возможно самым неприятным для населения эффектом связанного с
Рост цен на недвижимость и снижение доступности жилья согласно тезисам фонда «Институт экономики города» на фоне кризиса были характерны для многих западных стран, выбравших политику повышения доступности кредитов для бизнеса. В России, например, в рамках этой риторики Центробанк принимал решения о снижении ключевой ставки. Это автоматически снизило привлекательность депозитов, стимулируя их владельцев вкладывать деньги в недвижимость. Самой простым и понятным инструментом для среднего россиянина стала покупку городской квартиры. Как следствие, по расчетам компании «Этажи» доля инвестиционных сделок на рынке жилья выросла в
Аренда квартир за минувший год действительно фактически не подорожала: средняя стоимость «однушки» в 16 крупнейших городах страны выросла только на 3,4%, до 17,09 тыс. руб. в месяц
Проблема роста цен на жилье в любом случае временная: ажиотажный спрос уже практически реализован. Новым покупателям в текущих условиях остается только дождаться увеличения объема предложения, тем более, что консультанты ранее уже обращали внимание на увеличение девелоперской активности. Более долгосрочным и неприятным последствием уже для вкладывающихся в жилье инвесторов, может стать снижение доходности от сдачи жилья в аренду. Такой прогноз ранее формулировала компания Realiste. Его логика достаточно проста: объем предложения будет расти, в отличие от доходов населения. Соответственно, собственники окажутся лишены возможности повышать цену
Для рынков коммерческой недвижимости последствия
Ярким трендом кризиса 2020 года стал резкий рост объема предложения недвижимости в субаренду: такой путь выбирают компании, связанные длительным договором аренды, но уже хотят сэкономить на занимаемых площадях. Правда — не всегда успешно. В середине декабря в Cushman & Wakefield оценивали дополнительный объем вышедших на рынок субаренды площадей в Москве в 73 тыс. кв. м, из которых действительно сдать удалось только 13 тыс. кв. м. Рассчитывать таким арендодателям сейчас можно лишь на компании, которые на фоне
Ситуация и на рынке торговых помещений оказалась достаточно плачевой: согласно оценкам JLL в. Москве за 2020 год закрылись 208 заведений общепита, это на 35% больше аналогичного значения 2019 года. Одновременно начали оптимизировать свои магазины торговые сети, а банки продолжают сокращать число отделений по обслуживанию клиентов. Очевидно, в первом квартале 2021 года рынок ждет еще одна волна закрытий: в январе—феврале крупные ритейлеры и сети общественного питания подводят итоги года, принимая решения отказаться от нерентабельных помещений.
Хотя далеко не для всех потенциальных арендаторов офлайн торговых помещений кризис стал сигналом остановить развитие. Яркий пример — увеличение активности региональных