Спустя почти год после старта масштабных ограничительных мер в стране из-за COVID-19 ритейл постепенно начинает возвращаться к привычной жизни. На полное восстановление некоторых секторов торговли, например особенно пострадавшего в пандемию сегмента fashion-ритейла, могут уйти годы. На менее болезненное восстановление может надеяться так же крайне пострадавший рынок общественного питания — но исключительно по мере возвращения деловой активности и заполнения офисов. В то же время, например, сегмент DIY избежал серьезных потрясений и продемонстрировал устойчивость к кризису, а рынок продуктовой розницы и вовсе показал небольшой рост.

Одной из самых пострадавших от пандемии отраслей по праву можно назвать рынок общественного питания, для которого COVID-19 стал настоящим поводом заняться переоценкой ценностей. Это и более чем два с половиной месяца простоя весной из-за карантина, и ограничения на полноценную работу, и перевод сотрудников на удаленный формат работы с открытой датой, и массовая, порой судорожная попытка освоить онлайн- каналы доставки, и последовавший второй раунд локдауна — запрет на работу с 23:00 до 6:00 с ноября 2020-го по конец января 2021 года. Как итог, трафик в ресторанах и кафе вряд ли восстановится в ближайшее время — NPD Group ожидает, что возвращение к доковидным показателям произойдет не ранее 2022 года, в Infoline оценивали падение рынка в деньгах примерно на 35%, до 1,6 трлн руб. год к году. Особенно ощутили кризис заведения, изначально рассчитанные на деловой трафик: с апреля по октябрь в офисных столовых он упал на 55% год к году. По словам одного из участников рынка, предприниматели в сегменте были вынуждены пересмотреть планы на жизнь и начать поиск иных сфер для своей реализации. Зарабатывавшие на деловых обедах в больших городах кафе также весь прошлый год искали новые пути к растерявшимся клиентам: входящая в Novikov Group сеть Prime начала тестировать продажи продуктовых наборов и запускала предпраздничный кейтеринг после того, как стало ясно, что корпоративов в разгар пандемии не будет. Сеть «Грабли» запустила сразу несколько экспериментальных форматов, в том числе договорилась с вендинговой компанией Uvenco и начала дистрибутировать обеды через с автоматы с готовой едой. Пыталась справиться с кризисом и переформатировать свои фабрики-кухни на работу с продуктовой розницей и сеть детских кафе «Андерсон». Впрочем, спустя полгода на удаленной работе крупные организации отчасти пересмотрели свое отношение к этому формату — до 75% московских компаний уже вернулись в офисы, еще осенью прошлого года приводили данные в Knight Frank. Возможно, рано или поздно основная часть сотрудников, добровольно или нет, вернется к своим физическим рабочим местам, что позволит и общепиту наладить дела.

Трафик в ресторанах и кафе вряд ли восстановится в ближайшее время — NPD Group ожидает, что возвращение к доковидным показателям произойдет не ранее 2022 года

Рынок продуктовой розницы — одна из немногих отраслей, которые работали на протяжении всего прошлого года,— показал рост на 1–1,8%, до 16,3–16,4 трлн руб., оценивали в Infoline. Происшедшие весной события стали мощным триггером среди крупнейших игроков рынка, давшим старт ожесточенной гонке за внимание потребителей в онлайне. Если еще в 2019 году формат дарксторов и экспресс-доставки от «Яндекс.Лавки» или «Самоката» (входит в совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбера») называли интересным, но вряд ли масштабируемым на всю страну, то к лету прошлого года стало ясно, что ни один продуктовый ритейлер не может больше игнорировать этот канал. Лидер рынка X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») переоборудовал часть своих торговых точек под дарксторы и также начал развивать экспресс-доставку, увидев для себя возможность монетизировать новую аудиторию. К концу года компания вообще заявила об открытии полноценного конкурента агрегаторам доставки «Около», который будет работать по модели маркетплейса. Извечный конкурент X5 Retail Group сеть «Магнит» пока только готовится к запуску собственного онлайн-канала, переманив к себе в штат основателя одежного маркетплейса Lamoda Флориана Янсена вместе с командой.

Впрочем, пока рынок экспресс-доставки занимает всего 0,2% в денежном выражении от всего рынка продуктового ритейла. Кроме того, невысокие доходы россиян, которые имеют устойчивую тенденцию снижаться от года к году, спровоцировали на розничном рынке рост жестких дискаунтеров, заинтересовавших в 2020 году и федеральные сети. Так, точки такого формата осваивают как минимум три крупнейшие компании: X5 Retail Group с проектом «Чижик», «Магнит» с точками под брендом «Моя цена» и «Лента» — «365+». В Infoline ожидают, что рынок жестких дискаунтеров в ближайшие несколько лет удвоится и к 2024 году достигнет 4,5% от всей структуры продуктового ритейла.

На рынке непродовольственной розницы наименее пострадавшей отраслью стал сегмент DIY — в Infoline оценивают сокращение по итогам года на 3–4%, до 1,7 трлн руб. год к году. Оборот некоторых игроков вырос более чем на 20% благодаря спросу со стороны вынужденных отказаться от путешествий покупателей. Итоговое падение рынка обусловлено снижением активности в профессиональном сегменте. В 2021 году рынок может восстановиться, в том числе благодаря льготной ипотеке, ставшей драйвером для продаж жилья в новостройках: в 2020 году в Москве было заключено 82,2 тыс. договоров долевого участия, что на 5,4% больше, чем годом ранее, следует из подсчетов ЦИАН.

Одним из самых пострадавших по итогам прошлого года стал fashion-ритейл. В Fashion Consulting Group (FCG) оценивают потери максимум в четверть в денежном выражении, до 1,71 трлн руб. Эксперты ожидают, что рынок вернется к доковидным показателям в худшем случае не ранее 2025 года. Впрочем, не все участники согласны с оценкой FCG. Крупная на этом рынке компания Melon Fashion Group (Befree, Love Republic, Zarina и Sela) сообщает о росте финансовых показателей, другой ритейлер, Lady & gentleman CITY, по итогам года показал падение выручки лишь на 9%, оценивали ранее в Infoline.

При этом снижение выручки на рынке ювелирных товаров, судя по всему, оказалось ниже прогнозов: по оценкам Гильдии ювелиров России, сокращение могло составить до 55% к 2019 году. Сами участники рынка констатируют, что к концу года смогли восстановить спрос на свою продукцию до 80% к доковидным показателям. Так, у сети «585 Золотой» продажи сократились на 9% в натуральном выражении — до 5 тонн золотых и 10 тонн серебряных украшений. У «Бронницкого ювелира» продажи вообще оказались максимум на 7% выше прошлогодних. Это произошло благодаря фактическому снятию запрету на дистанционную торговлю ювелирными изделиями, уверены в компании, что привело к бурному росту онлайн-сегмента сначала во время локдауна, а затем и после него.

Читайте также