Спустя почти год после старта масштабных ограничительных мер в стране из-за COVID-19 ритейл постепенно начинает возвращаться к привычной жизни. На полное восстановление некоторых секторов торговли, например особенно пострадавшего в пандемию сегмента fashion-ритейла, могут уйти годы. На менее болезненное восстановление может надеяться так же крайне пострадавший рынок общественного питания — но исключительно по мере возвращения деловой активности и заполнения офисов. В то же время, например, сегмент DIY избежал серьезных потрясений и продемонстрировал устойчивость к кризису, а рынок продуктовой розницы и вовсе показал небольшой рост.
Одной из самых пострадавших от пандемии отраслей по праву можно назвать рынок общественного питания, для которого
Трафик в ресторанах и кафе вряд ли восстановится в ближайшее время — NPD Group ожидает, что возвращение к доковидным показателям произойдет не ранее 2022 года
Рынок продуктовой розницы — одна из немногих отраслей, которые работали на протяжении всего прошлого года,— показал рост на 1–1,8%, до 16,3–16,4 трлн руб., оценивали в Infoline. Происшедшие весной события стали мощным триггером среди крупнейших игроков рынка, давшим старт ожесточенной гонке за внимание потребителей в онлайне. Если еще в 2019 году формат дарксторов и экспресс-доставки от «Яндекс.Лавки» или «Самоката» (входит в совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбера») называли интересным, но вряд ли масштабируемым на всю страну, то к лету прошлого года стало ясно, что ни один продуктовый ритейлер не может больше игнорировать этот канал. Лидер рынка X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») переоборудовал часть своих торговых точек под дарксторы и также начал развивать экспресс-доставку, увидев для себя возможность монетизировать новую аудиторию. К концу года компания вообще заявила об открытии полноценного конкурента агрегаторам доставки «Около», который будет работать по модели маркетплейса. Извечный конкурент X5 Retail Group сеть «Магнит» пока только готовится к запуску собственного онлайн-канала, переманив к себе в штат основателя одежного маркетплейса Lamoda Флориана Янсена вместе с командой.
Впрочем, пока рынок
На рынке непродовольственной розницы наименее пострадавшей отраслью стал сегмент DIY — в Infoline оценивают сокращение по итогам года на 3–4%, до 1,7 трлн руб. год к году. Оборот некоторых игроков вырос более чем на 20% благодаря спросу со стороны вынужденных отказаться от путешествий покупателей. Итоговое падение рынка обусловлено снижением активности в профессиональном сегменте. В 2021 году рынок может восстановиться, в том числе благодаря льготной ипотеке, ставшей драйвером для продаж жилья в новостройках: в 2020 году в Москве было заключено 82,2 тыс. договоров долевого участия, что на 5,4% больше, чем годом ранее, следует из подсчетов ЦИАН.
Одним из самых пострадавших по итогам прошлого года стал
При этом снижение выручки на рынке ювелирных товаров, судя по всему, оказалось ниже прогнозов: по оценкам Гильдии ювелиров России, сокращение могло составить до 55% к 2019 году. Сами участники рынка констатируют, что к концу года смогли восстановить спрос на свою продукцию до 80% к доковидным показателям. Так, у сети «585 Золотой» продажи сократились на 9% в натуральном выражении — до 5 тонн золотых и 10 тонн серебряных украшений. У «Бронницкого ювелира» продажи вообще оказались максимум на 7% выше прошлогодних. Это произошло благодаря фактическому снятию запрету на дистанционную торговлю ювелирными изделиями, уверены в компании, что привело к бурному росту