В перспективе российские работодатели все чаще будут пользоваться услугами самозанятых из-за дефицита квалифицированных кадров и необходимости экономить время и ресурсы. К 2025 году временные сотрудники будут выполнять до 20% работ среднестатистической компании. В основном их наем будет происходить с помощью специализированных платформ.

В ближайшие пять лет работодатели существенно увеличат спрос на услуги фрилансеров, поскольку их наем на проектные работы позволяет компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда и экономить ресурсы. Такой вывод можно сделать из исследования PwC «Курс на повышение производительности на 2021 год». При этом основным источником рабочей силы нового формата будут выступать специализированные платформы — в России первым проектом на этом рынке является Рокет Ворк.

Сейчас, по оценкам PwC, временные проектные работники составляют лишь 5% от общего числа сотрудников среднестатистической компании в развитых странах. Однако к 2025 году они будут выполнять от 15 до 20% работ типичной организации. По оценкам PwC, ключевым фактором роста спроса на услуги фрилансеров со стороны компаний является возможность снизить затраты на персонал.

На втором месте — необходимость заполнения кадрового пробела, поскольку до 60% компаний сейчас испытывают трудности с поиском квалифицированных кадров для выполнения отдельных работ и проектов. Наконец, использование труда фрилансеров ускоряет процесс выполнения работ и повышает гибкость бизнеса, позволяя быстро масштабировать его производство или снизить издержки в кризисных ситуациях. Спрос на услуги фрилансеров со стороны работодателей приведет к тому, что в ближайшие годы мировой рынок фриланса будет ежегодно расти на 16% и к 2025 году составит $13,84 трлн. Рынок фриланса в России, как и в ряде других стран, будет увеличиваться даже более быстрыми темпами — до 25% ежегодно.

Использование платформы Рокет Ворк позволяет легализовать наличные расчеты с работниками и подрядчиками, упростить кадровое делопроизводство, оптимизировать финансовые и временные издержки на кадровый документооборот и бухгалтерию

Сейчас, по данным ФНС, объем российского рынка самозанятых — наиболее удобной легальной формы работы фрилансеров — составляет уже около 2 млн человек. По словам ведущего аналитика направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Екатерины Хейфец, рост спроса на их услуги, помимо уже обозначенных PwC трендов, подтолкнула также пандемия коронавируса. «Вынужденные ограничения заставили перейти на удаленную работу, оптимизировать штат предприятий и искать дополнительные средства дохода. В условиях новых реалий рынок самозанятых имеет огромный потенциал для работодателей. Все больше предприятий стали обращаться к услугам самозанятых, в первую очередь для выполнения единовременных проектов или сезонных работ», — отмечает она. Наиболее перспективными отраслями для поиска самозанятых, по оценке Екатерины Хейфец, являются творческие индустрии (дизайнеры, писатели, копирайтеры, фотографы, организаторы мероприятий), IT-сектор (программисты, веб-дизайнеры, разработчики сайтов), сфера транспортировки (личные водители, такси, курьеры), ведение домашнего хозяйства (личные помощники, няни, репетиторы, клининг), финансовые услуги (бухгалтеры для ИП, инвестиционные консультанты), аналитика и маркетинг (SMM, аналитика рынка). «Все эти профессии не требуют постоянного нахождения в офисе или создания специальных условий для работы, а также позволяют быстро привлекать к проектам узкопрофильных исполнителей на короткий срок без содержания их в штате», — говорит она.

При этом, по словам эксперта, «всеобщая цифровизация отраслей, которая была простимулирована пандемией», привела к появлению новых платформенных решений для выстраивания отношений между бизнесом и самозанятыми, которые позволяют работодателю самостоятельно найти квалифицированного исполнителя на проект среди тысяч зарегистрированных в любой отрасли. Схожим образом перспективы рынка фриланс-платформ и специализированных провайдеров, предоставляющих доступ к фрилансерам для корпоративного сектора, оценивают и в PwC. По данным экспертов компании, среднегодовой темп роста этого сегмента в мире до 2025 года составит около 19%, а его объем вырастет до $28,3 млрд.

Причины такого высокого спроса на решения для найма самозанятых, по словам Вильдара Гатиатуллина, директора по развитию бизнеса компании Рокет Ворк, официального партнера ФНС по работе с самозанятыми в РФ, заключаются в том, что они позволяют существенно повысить эффективность взаимодействия работодателей и работников. «Например, использование платформы Рокет Ворк позволяет легализовать наличные расчеты с работниками и подрядчиками, упростить кадровое делопроизводство, оптимизировать финансовые и временные издержки на кадровый документооборот и бухгалтерию», — отмечает он. Так, в частности, благодаря интеграции с приложением ФНС «Мой налог» Рокет Ворк после исполнения самозанятым задания заказчика автоматически проверяет его статус и только после этого выплачивает запрошенную сумму, регистрирует оплату в ФНС, формирует чек и начисляет за него налог.

Как рассказывает Александр Динер, руководитель специальных проектов в компании «Лидер-Консалт», работающей с крупными сервисами доставки и использующей для найма сотрудников Рокет Ворк, работать с самозанятыми гораздо проще с точки зрения оформления — без множества бумаг и волокиты, с точки зрения контроля процессов — здесь все прозрачно на всех этапах взаимодействия, от проверки статуса до уплаты налога. «Платформа упрощает наше взаимодействие в части взаимоотношений с исполнителями, в части поддержки пользователей. И к тому же через платформу удобно отправлять вознаграждение за выполненные задания, то есть денежные средства поступают самозанятому без комиссии, это и удобство, и экономия при произведении взаиморасчетов с большим количеством людей», — отмечает он. По словам Михаила Пешкова, гендиректора компании «Эверест», оформление отношений с самозанятыми происходит гораздо быстрее, чем при создании договоров ГПХ, «можно даже сказать, оформление каждого человека происходит в два раза быстрее, включая регистрацию на платформе и в системе „Мой налог“». «Всё это — за счет взаимной интеграции бизнес-процессов в работе с исполнителями и платформы», — отмечает он.

16+

Читайте также