Цифровизация уже давно стала актуальным трендом в банковском секторе, однако именно в уходящем году все игроки смогли по-настоящему оценить все преимущества новых форматов обслуживания клиентов. Если год назад было трудно представить, что ипотеку можно будет оформить без единого визита в банк, а платежи по номеру телефона в любой банк были еще проектом будущего, то сегодня это – привычная для всех реальность. ТОП-3 самых востребованных сервисов этого года – это цифровая ипотека, банковские переводы по номеру телефона и расширение функционала мобильного банкинга.

Система быстрых платежей

Весной 2020 года, когда посещение банковских офисов было ограничено и люди старались по возможности проводить банковские операции онлайн, перед всеми банками встал вопрос — какие опции можно добавить в онлайн-обслуживание, какие сервисы сделать быстрее и удобнее, какие вопросы можно решить дистанционно. Собственно, на этом мы сконцентрировались в 2020 году.

Начну с Системы быстрых платежей. ПСБ среди первых банков в России подключился к Системе быстрых платежей (СБП) в феврале 2019 года. В период пандемии стало ясно, что потенциал этого сервиса действительно огромен: в первую очередь это возможность поддержать близких в изоляции. При этом важно, что для использования этого сервиса карта не нужна, важно только, чтобы у клиента был счет, который также не нужно запоминать — перевод осуществляется по номеру телефона.

В период действия самых строгих карантинных мер ПСБ отменил все комиссии за перевод. После этого была введена минимальная рекомендованная ЦБ комиссия в размере 0,5%, но только при превышении «бесплатного» лимита — общей суммы переводов в 100 тыс. руб. в месяц. А 95% клиентов укладываются в этот лимит.

За этот год количество клиентов, которые стали активно использовать данный сервис, увеличилось более чем в 10 раз, а объем транзакций — примерно в пять раз. Но у нас амбициозные планы — в следующем году банк планирует двукратно нарастить объем транзакций через СБП.

Основная проблема сегодня — это недостаток информации о сервисе. Есть некоторая сложность в том, что каждый банк фактически «подстраивает» систему под себя и не всегда легко разобраться, как настроить сервис в каждом конкретном случае. В период пандемии ПСБ сделал акцент на консультационной поддержке клиентов, объясняя в рассылках, видео-роликах и сториз нюансы использования сервиса.

В начале пандемии этот проект фактически находился на старте, а за несколько месяцев этого года к сервису подключилось более тысячи торговых точек. Очевидно, что это только начало.

ПСБ стал одним из первых банков, кто расширил использование СБП в b2c сегменте. В октябре 2019 года ПСБ запустил сервис оплаты покупок по QR-коду через Систему быстрых платежей. В отличие от классической схемы эквайринга деньги поступают на счет продавца буквально за секунды, позволяя торговым предприятиям в 3–5 раз сократить расходы на прием платежей.

В начале пандемии этот проект фактически находился на старте, а за несколько месяцев этого года к сервису подключилось более тысячи торговых точек. Очевидно, что это только начало.

Мобильный банкинг в период пандемии

Пандемия привела к взрывному росту количества пользователей онлайн-банкинга как среди розничных клиентов, так и предпринимателей.

За время пандемии рост активных пользователей цифровых каналов ПСБ только среди клиентов малого и среднего бизнеса составил 22%, при этом почти каждый пятый клиент перешел в формат mobile-only, то есть, проводит свои операции только в мобильном банке.

Среди новых полезных опций мобильного банкинга для предпринимателей стоит отметить сервис Tap2Phone. Это позволяет принимать платежи с помощью смартфона без использования терминала — актуально для курьеров, таксистов, самозанятых. Благодаря новому сервису Tap2Phone специальная настройка смартфона превращает его в онлайн-кассу.

Среди наиболее актуальных сервисов, появившихся в период пандемии, стоит назвать онлайн-оформление кредитов в рамках программы государственной поддержки бизнеса. Эта программа позволила большому числу предпринимателей получить льготные кредиты на восстановление бизнеса, платежные каникулы или снижение процентной ставки по уже выданным ссудам. ПСБ активно участвовал в реализации всех госпрограмм по поддержке бизнеса. Только за четыре месяца с начала карантина банк выдал более 30 тыс. льготных кредитов на общую сумму 50 млрд руб.

Еще одна опция, ставшая доступной со смартфона, — загрузка документов для подтверждения дохода при онлайн-оформлении кредитов наличными. Теперь клиентам ПСБ не требуется посещать отделение для предоставления в банк документов для одобрения кредита.

Цифровая ипотека

Госпрограмма льготной ипотеки стала одним из сильнейших стимулов для экономики в сложный период коронакризиса. Программа вызвала колоссальный спрос на жилищные кредиты со стороны населения, и все банки встали перед вопросом — как организовать процесс выдачи ипотеки дистанционно, чтобы защитить клиента в пандемию, свести к минимуму необходимость посещения офиса банка.

Во-первых, мы сразу же запустили электронный документооборот — все документы для сделки клиент мог отправить в электронном формате. Второй задачей стала оптимизация самих процессов. Например, в рефинансировании банк максимально упростил требования к оценке залога. Если раньше клиент должен был договариваться об очной встрече с оценщиком и ждать 3–5 рабочих дней подготовки оценочного альбома, то теперь эта задача решается в течение 24 часов без выезда оценщика на объект! Банк по чек-листу определяет, соответствует ли залог его требованиям, а оценочный альбом оформляется оценщиком дистанционно. Это экономит не только время клиента, но и деньги!

Второй шаг — сервис электронной регистрации, когда клиенту не нужно посещать МФЦ для оформления документов о собственности. Еще одно ноу-хау — пролонгация страхового полиса. Надо отметить, что это непростой вопрос для всех банков, так как ни один из игроков не имеет интеграции со всеми страховыми компаниями. Мы работаем над созданием общей онлайн-площадки для страховых компаний, чтобы клиенту было проще найти подходящую страховку и не тратить время на поход в офис страховщика. Теперь полис можно оформить в день сделки, а раньше это занимало как минимум 3–4 рабочих дня.

Все банки понимают, что ипотека — серьезный шаг для каждого клиента, и наша задача — максимально упростить процедуры, чтобы процесс получения ипотеки не вызывал у клиента головной боли. В наших планах на 2021 год — полностью перевести ипотеку в цифровой формат, чтобы клиенту вообще не нужно было посещать офис банка для оформления кредита.

Читайте также